ПСИХОЛОГИЯ И ХРИСТИАНСТВО: ПУТЬ ИНТЕГРАЦИИ
А.В. МАХНАЧ
(МОСКВА)
С 7 по 9 сентября 1995 г. в Москве прошла I
Международная конференция «Психология и
христианство: путь интеграции», явившаяся
продолжением заседания «круглого стола»,
проведенного в Институте психологии РАН в мае 1994
г. (см.: Психол. журн. 1995. № 1). Она была организована
Московским центром психологии и психотерапии
«Христианская перспектива в психологии» при
участии Института психологии РАН и Фуллеровской
теологической семинарии (США). На конференции, в
работе которой приняло участие более 100 ученых,
священников, студентов из России. Украины, США,
Германии, Швейцарии. Англии, было представлено
свыше 40 пленарных и секционных докладов,
организовано несколько «круглых столов»,
проведено два семинара. Конференция работала по
нескольким направлениям: теоретические вопросы
интеграции психологии и христианства, модели
интеграции психологии, психотерапии и
христианства, христианская педагогика и
психология, христианские перспективы семейного
консультирования и терапии, вера и душевное
здоровье, грех и психопатология.
Чтобы помочь человеку разрешить его душевные
проблемы, необходимо создать более безопасный и
человечный мир вокруг; гуманистический
потенциал окружающих нас значительно возрастет
и проникнет во все социальные институты,
влияющие на качество нашей жизни, отметил в
приветственном слове сопредседатель
конференции А.В. Мохнач. Люди, потерявшие веру,
слишком беззащитны и поэтому легко становятся
жертвами злого умысла, их неверие оборачивается
душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией,
нищетой и другими социальными проблемами.
Церковь накопила огромный опыт помощи
страждущим, и ее потенциал несомненно может
помочь в работе психолога-христианина. Главная
задача нашей конференции - попытаться
определить, чем психологи и священнослужители
могут быть полезными друг другу. Дж. Стренге (США),
сопредседатель оргкомитета конференции,
приветствовала первые шаги по направлению
сближения психологии и христианства в России.
Б.С. Братусь в пленарном докладе «Христианская
психология как новое движение в России»
нарисовал картину развития отечественной
психологии на протяжении столетия. По его мнению,
сейчас в России психология развивается по
нескольким направлениям - это марксистски
ориентированные исследования (теория
деятельности, системный подход и др.), ориентация,
которую условно можно назвать западнической
(ассимиляция, продолжение главных течений
западной психологии - психоанализа, бихевиоризма
и др.), а также оформляющаяся лишь в самое
последнее время гуманитарная психология,
которая, в отличие от западной гуманистической
психологии, опирается на значительно более
широкие философско-гуманитарные основания, и
движение по построению христианской психологии,
ставящее задачу введения психологии в контекст
православной христианской культуры, возвращения
на новом уровне постулатов души и духа,
соотнесения целей исследования, воспитания и
коррекции личности с христианскими ценностями.
На секции «Теоретические вопросы интеграции
психологии и христианства» были прочитаны
доклады о. Владимира Цветкова (Санкт-Петербург)
«Предмет и задачи православной психологии», М.И.
Яновского (Донецкий университет, Украина)
«Перспективы сближения психологии и
христианства», А.В. Россохина (МГУ)
«Апофатическая направленность интерактивной
психотерапии», А.В. Брушлинского (Институт
психологии РАН) «Субъектно-деятельностная
парадигма в психологии», Е.В. Рязановой (МГУ)
«Священник Ойген Древерман и проблемы
психоанализа в католицизме», П. Линдон (Англия)
«Изменения в теологии - основания для развития в
психологии», Л.Ф. Шеховцовой (СанктПе-тербург)
«Экзистенциальная психология в рамках
христианской парадигмы». В этих докладах
предлагались разные взгляды на проблему
интеграции психологии и христианства. По мнению
о. Владимира Цветкова и его коллег, предметом
православной психологии является рассмотрение
человека как целостной тримерии тело душа -
дух, как падшего существа, созданного по образу и
подобию Бога. В отличие от православной
психологии гуманистическая психология
представляет собой попытку секулярной культуры
возвыситься до христианства. Для российского
сознания возможность сочетания психологической
практики и служения церкви остается все еще
необычной. В докладе Е.В. Рязановой было
рассказано о решении проблемы взаимодействия
психологии и христианства на примере служения
священника О. Древермана, который сделал
психоанализ основой своей пасторской
деятельности. М.И. Яновский проанализировал
перспективы сближения психологии и
христианства, высказав мысль о том, что, в отличие
от фрейдизма, в христианстве личность внутренне
подчинена своему творцу (Богу). Фрейдовское
устремление к освобождению Эго в христианстве
достигается через подчинение Живому Абсолюту,
Живому Богу. По мнению А.В. Брушлинского, очень
важно учитывать различные связи человека и
общества, не снижая роли социального в развитии
человека; не только общество влияет на человека,
но наблюдается и обратное влияние. В докладе НЛ.
Мусхелишвили (Центр философии, психологии и
социологии религии, Москва) «Психологическое
прочтение духовных упражнений Св. Игнатия
Лойолы» было рассказано об опыте молитвы как
пути обретения мира с собой, благодати,
соединения с Христом. Докладчик проанализировал
психологию четырех недель затворничества и роль
молитвы в системе духовных упражнений, сделал
акцент на семиотике молитвы и психологии
молитвенного состояния.
Заметный интерес вызвал пленарный доклад Э.
Шафранеки (США) «Представления о Боге и теория
объектных отношений: смысл психологической
помощи». Автор считает, что интрапсихические
основания глубокой веры и представления о Боге
могут впервые появиться в процессе динамической
психотерапии. Теория объектных отношений
позволяет понять процесс формирования и природу
влияний веры и представлений о Боге на жизнь
человека. Формирование образа Бога является
процессом в транзиторном пространстве каждого
человека. Этот феномен - сложный психологический
гештальт, который может включать в себя как идею
Бога, так и представления об объектных
отношениях в семье, часто включающих фигуры
родителей, которые, в свою очередь, бывают
ассоциированы с Богом. Представления о Боге
играют особую роль и уникально связаны с тем. как
человек воспринимает самого себя, свое значение
и цель своего существования, помогают
устанавливать отношения с окружающими.
Созвучным названию конференции был пленарный
доклад о. Александра Геронимуса, настоятеля
храма Св. Дмитрия Солунского в с. Дуброво «Дух и
душа: взаимосвязь духовной и психической жизни
человека». Достижимость этой цели основывается
на догмате, который можно сформулировать так: Бог
стал человеком по природе для того, чтобы человек
смог стать Богом по благодати. Там, где мы видим
неспособность к достижению этой цели, мы говорим
о психопатологии. С проблематикой соотношения
духовной и психической жизни человека тесно
связаны представления о личности и
индивидуальности. Духовная жизнь освобождает от
индивидуальных особенностей психики как от
детерминант, что приводит к актуализации
личностного начала в человеке.
На секции «Христианская педагогика и
психология» было представлено несколько
докладов, темы которых обсуждались затем на
«круглых столах». Доклад Дж. Стайчера и
сотрудников (США) был посвящен проблеме
сиротства в России. Как основатель
благотворительной христианской организации,
докладчик рассказал о трудностях, с которыми
приходится сталкиваться при организации
детского дома нового типа. А.М. Щербакова
(Институт коррекционной педагогики РАО) раскрыла
негативные последствия принятого в прошлом
подхода к определению психического развития
детей и их коррекционного обучения. Многие
категории аномальных детей оказались за рамками
системы специального образования как
необучаемые, например лица с глубокой умственной
отсталостью, со сложной структурой дефекта, с
тяжелыми эмоциональными нарушениями. Автор
считает, что система отношений общества и
инвалида должна включать в себя и
психолого-педагогическую поддержку, основанную
на христианском понимании личности с патологией
развития. Р. Шепард (США) рассмотрел описанные в
Библии события с позиции теории нравственного
развития Л. Колберга.
Проблема нравственного развития и
совершенствования тесно связана с отношениями в
семье, ценностями и моральными установками в ней.
Поэтому темы докладов секции «Христианские
перспективы семейного консультирования и
психотерапии» были близки к докладам секции
«Христианская педагогика и психология». В
докладах Б. Фавлера (США) «Изучение религиозности
отцов», В.Н. Иванченко (А/О «Камов», Москва), У.
Даватц (Швейцария) «Семейная психотерапия как
задача перевоспитания терапевта», Д. Питерсон
(США) «Святое семейство и образ Бога» по-разному
рассказывалось о роли воспитания, формировании
духовных ценностей в диадах родитель-ребенок,
терапевт-пациент, семья-ребенок. По мнению В.Н.
Иванченко, проблемы ребенка, как правило,
являются следствием ошибочных родительских
установок. В этом случае необходимо формирование
целостного образа родителей, включающего как
негативное, так и позитивное. Семейный же
конфликт может привести к нарушению целостности
этих образов. Преодоление этого
неблагоприятного состояния в семье становится
возможным благодаря вере. Н. Кобб (США) привела
данные об отношении студентов университета к
формам наказания, упомянутым в Библии, к понятию
греха и связанности этого понятия с образом Бога,
остановилась на примерах влияния сформированное
понятия греха на нравственное развитие молодых
людей. Н.В. Границкая (Отдел религиозного
образования и катехизации Московского
Патриархата) поделилась опытом работы на
семинаре по введению в православную педагогику и
психологию, на которых пробуждается
нравственное чувство, помогающее нравственному
осознанию своих поступков, действий, движений
души, мысли, различению слов и дел в жизни
человека, осмыслению целей, задач, которые он
ставит перед собой. По мнению докладчика,
семинары дают возможность разобраться в том, что
все знания, книги, курсы - только подступы к
реальной церковной жизни, ибо только она может
обеспечить сознательную христианскую жизнь
отдельной человеческой души, только она может от
знаний о Боге привести к познанию Бога,
обеспечить таинственный, благодатный процесс
духовного роста. О. Владимир Кильчевский,
священник Преображенского храма в Спасе-Заулке
Московской обл., выделил некоторые необходимые
условия для успешной катехизации. Среди них
наиболее важными моментами докладчик назвал
обучение молитве, познание своей греховности,
сердечное покаяние и смирение.
Пленарный доклад С. Пфайфера (Швейцария)
«Клиническая психиатрия и христианское
консультирование: роль специалиста» и доклад Н.В.
Избуцкой (Московский центр психологии и
психотерапии) «Христианская психотерапия:
нравственная позиция и профессиональная
ответственность» объединяла одна тема -
профессиональная ответственность и
нравственная позиция самого психотерапевта,
работающего с верующими. Доклад С. Пфайфера был
посвящен проблеме взаимоотношения
христианского психотерапевта и
пациента-христианина. Он указал на существующие
предрассудки, а подчас и страх перед обращением
верующих к психиатру, психотерапевту. Часто
психически больные люди не обращаются к помощи
психотерапевтов, надеясь исцелиться благодаря
вере. Психотерапевт, по его мнению, должен
выступать в роли специалиста, понимая
субъективный опыт пациента и его знания о
болезни и имея собственные знания по психиатрии
и психотерапии. Были предложены формы обращения
к верующим пациентам с объяснением
психологических корней их болезни через Библию,
приведены примеры появления психологических
симптомов заболевания как результата
возникновения духовных проблем. Н.В. Избуцкая
сделала акцент на особой ответственности
психотерапевта в работе с верующими, так как они
попадают в зависимость от него, а значит, и от его
духовных воззрений, поэтому внутренняя работа и
духовное развитие являются необходимыми для
психотерапевта. Не стоит навязывать клиенту
разговор о Боге и пытаться сделать из него
христианина. Подталкивание к вере - манипуляция,
что противоречит христианской морали. Наша
задача - свидетельствовать о Христе, нести его в
своем сердце и, доверяя клиенту, видеть в нем
образ Божий, «поврежденную икону». По мнению
докладчика, в работе как с верующими, так и с
атеистами необходимо учитывать, что перед ним
сосуд Божий, помня о заповедях Христа, каждая из
которых применима к психотерапевтическому
процессу («не убий» - легко убить словом,
спровоцировать суицид или сердечный приступ, «не
укради» - веру, надежду и т.л., «не прелюбы
сотвори» - не вступай с клиентом в сексуальные
отношения, «возлюби ближнего твоего, как самого
себя» - ключевой принцип психотерапии).
На секции «Грех и психопатология, стыд и вина»
было представлено несколько интересных
докладов. Н.В. Крылов и Е.А. Лукьянов (Институт
психологии РАН, журнал «Глаголы жизни», Москва)
рассказали о самоубийстве с христианских
позиций. Тема самоубийства в православии всегда
вызывала много споров, высказывались
категорические суждения, поэтому авторы
прикоснулись к очень сложной и спорной теме. В
христианской традиции известно много случаев
мистического вразумления потенциальных
самоубийц явлениями из загробного мира,
показывающими страшную участь покончивших с
собой. При этом очень важно отметить, что не
только люди, не стойкие в вере, но и
подвижники-аскеты совсем не застрахованы от
самоубийства, если они не стяжали истинно
христианского духа крепости и смиренномудрия. С
христианской позицией не могут быть согласованы
попытки оправдания самоубийства из страха пытки,
во избежание предательства, а также эвтаназия,
поскольку именно здесь и необходим священник,
который поможет осознать важность и смысл тех
тяжких страданий, которые кажутся нелепыми без
веры в Бога. Доклад Р. Фицджеральда (США)
«Переживание горя и/или утраты» был посвящен
сравнению существующих в психологической
литературе исследований переживания горя и
потери с концепцией христианского переживания
горя. Автор делает акцент на разделении функций
психотерапевта и священника, помогающих
человеку справиться со свалившимся на него
горем. Докладчик привел несколько случаев работы
с пациентами, больными СПИДом, раком. Близким по
теме было выступление С.Г. Максимова (Коми
государственный университет, Сыктывкар), которое
было посвящено теме страдания на примере книги
Нова.
В большинстве докладов на секции
«Психопатология и душевное здоровье»
приводились примеры использования
христианского консультирования в практике
психотерапии пациентов с различными
заболеваниями. Так, например, доклады Е.А. Савиной
и М.Г. Зосимовой (Фонд «Нет наркоманизму и
наркомании», Москва) «Реабилитация больных
алкоголизмом в программе "12 шагов" и
христианство» и О.В. Кольцовой (Фонд
«Возвращение», Санкт-Петербург)
«Психологическая помощь нарко-зависимым и
обучение их навыкам христианской жизни» были
посвящены проблемам алкоголизма и наркомании.
Причина болезни - в помрачении образа Божия,
который есть в каждом человеке. С помощью
психолога больной ведет кропотливую работу по
трансформации Эгоцентричного мира алкоголика в
Богоцентричный мир, начиная осознавать всю
глубину и сложность отношений этого мира.
Происходит обыкновенная в христианстве вещь -
страдание человека переплавляется в смысл,
становится значимым для личности опытом. О.В.
Кольцова в работе с наркозависимыми делает
акцент на духовности человека. Страдающий
наркоманией нуждается в том, чтобы ему помогли
осознать себя творением Бога, тогда наркотик для
него станет ненужным. Е.Б. Беззубом (РГМУ, Москва)
в докладе «Психопатология как феноменология
духовного опыта» проанализировала
психопатологические состояния, в которых
высвечивается реальность основных понятий
христианства: феноменология депрессий, страха,
тревоги нередко сближается с осознаванием
собственной греховности, Богооставленности.
скорби об утрате Бога и невозможности обретения
его. Бремя вины. недостижимость искупления,
потеря ориентиров оставляют лишь один выход -
уход из жизни. Но, открывая человеку бездну его
падения, депрессивные переживания открывают и
возможность спасения. Преобразование пути
скорби и страха в путь выздоровления, душевного и
духовного спасения становится существенной
терапевтической и мировоззренческой целью. Г.
Рапп (США) рассказал об опыте лечения сексуальных
аддикций, цель которого в том, чтобы развивать
христианское консультирование для обращающихся
за помощью гомосексуалистов. Этот подход
использует уникальную возможность работы в
группе, которая проходила в церкви. Только с
согласия участников группы на сессии мог
присутствовать священник. С. Харрис (США) уделил
внимание определению феномена Эгодистонической
гомосексуальности, рассказал,' как молитва и вера
могут быть интегрированы в терапии. Продолжением
темы применения в практике психотерапии молитвы
явился трехчасовой семинар Э. Шаррера (Германия),
который показал, как он использует молитву в
процессе психоаналитического сеанса. Э. Шаррер
рассказал об использовании в его клинике
«интегративной психотерапевтической
консультативной концепции», основанной на
библейской антропологии. Традиционно для
практики психоанализа приемы могут выступать
как дополни-тельные к специальной форме молитвы,
используемой на сеансе.
Настоящим украшением конференции стала
заключительная лекция С.С. Хоружего (Институт
человека РАН, Москва) «Феномен "умных
чувств" в мистике православия». Он
проанализировал перцептивные аспекты
мистического опыта на примере исихастской
традиции в православии. По его мнению,
диалогическая природа молитвенного богообщения
базируется на определенных предпосылках,
затрагивающих систему средств восприятия
человека. Для проблемы раскрытия этих
предпосылок автор выделил две системы
восприятия: внешнюю (обычные чувства) и
внутреннюю (чувственные восприятия в сознании). В
перцептивном аспекте духовное восхождение к
богообщению означает сверхприродное расширение,
трансцендирование этих систем, совершаемое в
определенном порядке: от внутренних чувств к
внешним, а также от слуха к зрению.
Конференция была первой попыткой открыто
поговорить о таких сложных мировоззренческих
вопросах, как соотношение душевного и духовного,
роль священника и роль психотерапевта для
душевнобольных, грех и вина как теологические и
психологические понятия и др. Участие в работе
конференции священников русской православной,
протестантской и католической церкви,
психологов и психотерапевтов из разных стран -
это их добрая воля к сотрудничеству, это
понимание сложности проблем интеграции
психологии и христианства.
Далее...
|