Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО ПРОБЛЕМЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. ДУБРОВИНА, И.Н. СЕМЕНОВ (МОСКВА)

В конце XX в. в странах европейской цивилизации (включая, разумеется, Россию и США) вновь на передний план выступают проблемы гуманизации образования. Это объясняется наблюдающейся в современной культуре сменой парадигм: от технократической к гуманистической. Господство технократической парадигмы (уподоблявшей человека машинообразному винтику, рационально функционирующему в системах управления и образования) определялось тем, что после второй мировой войны в общественном сознании довлела вера в неограниченные возможности научно-технического прогресса. Если теоретическим ядром этой парадигмы явилась кибернетика (как наука об управлении), а методологическим стержнем — системный анализ, то ее реальным воплощением стала концепция программированного обучения и компьютеризации образования на основе когнитивизма.

Однако технический прогресс в смене поколений ЭВМ привел к тому, что компьютеры быстро взяли на себя элементарные операции мышления, освободив его от рутины и открыв новые перспективы для развития интеллектуальных творческих возможностей человеческой личности. В то же время обострение ряда глобальных проблем — экологических, энергетических, демографических, социальных — потребовало пересмотра иерархии общественных ценностей и законодательного введения в качестве приоритетного — человеческого измерения как аксиологической и образовательной точки зрения, отсчета для технологической реализации гуманистических ценностей в качестве общечеловеческих для населения разных стран Земли.

После выхода широко известной книги А. Печчеи «Человеческие качества» и создания им Римского клуба (куда помимо западноевропейской интеллектуальной элиты вошли и советские ученые) ЮНЕСКО взяло курс на конструктивное преодоление с позиций гуманизма «кризиса образования». Однако предлагавшиеся для его преодоления проекты касались в основном отдельных аспектов перестройки образования — эпистемологического, дидактического, управленческого. Проблему же составляют вопросы, связанные с разработкой научно обоснованной стратегии гуманизации образования в целом на рубеже XX—XXI вв. с учетом развития различных его аспектов при определенной социальной поддержке и соответствующем психолого-педагогическом обеспечении.

Обсуждению именно этого комплекса актуальных и сложных вопросов был посвящен Первый международный конгресс по проблеме гуманизации образования, состоявшийся в конце июня 1995 г. на Алтае в Бийске.

Открывая конгресс, его президент, член-корреспондент РАО, директор Института прикладных проблем РАО, проф. М.Н. Берулава выступила с докладом «Гуманизация образования: проблемы и перспективы». На пленарном заседании с докладами выступили также: председатель Педагогического общества Германии Р. Кекк («К истории гуманизации образования»), академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО В.В. Краевский («Место философского анализа в обосновании гуманизации образования»), проф. Магдебургского университета (Германия) Р. Гольц («Ренессанс реформаторской педагогики в Восточной Европе»), проф. Летбридгского университета (Канада) К. Мазурек («Смена направлений в образовании»), академик-секретарь отделения образования и культуры РАО И.В. Бестужев-Лада («Культура, контркультура и антикультура в проблематике народного образования»).

На конгрессе работало пять симпозиумов: 1) теория и история гуманизации образования — председатели В.В. Краевский и Р. Гольц, 2) философские и культурологические проблемы гуманизации образования — И.В. Бестужев-Лада, М.С. Махаджан (Индия), 3) гуманистические тенденции в профессиональном образовании — Н.И. Загузов, С. Рудник. (Польша), 4) инновационные технологии развития личности — И.М. Бобко, Г. Реттер (Германия), 5) психологические проблемы гуманизации образования — И.В. Дубровина, Г.А. Берулава. Остановимся кратко на проблемах психологии развития и психологического обеспечения гуманизации образования. На этом пятом симпозиуме было обсуждено свыше 15 докладов: «Состояние развития школьной психологической службы России в русле гуманизации образования» (И.В. Дубровина), «Психодиагностика как средство гуманизации образования» (Г.А. Берулава), «Неизменное и изменяемое в образовании» (Г.В. Залевский), «Гуманизация образования и развитие свойств личности» (А.И. Крупное), «Проблемы психологического обеспечения гуманизации образования» (В.Г. Леонтьев), «Социальная адаптация аномальных детей в условиях гуманизации образования» (O.K. Агавелян),

«Проблемы психологического обеспечения гуманитаризации обучения» (В.Е. Клочка), «Рефлексивная энциклопедия самообразования как средство гуманизации обучения» (И.Н. Семенов), «Учебная тревожность в дошкольном возрасте в соотношении с индивидуальными особенностями мышления» (Н.В. Фролова) и другие. В развернувшейся дискуссии была подчеркнута важная роль психологического обеспечения гуманизации образования, центром которого является развивающаяся личность учащегося на всех звеньях непрерывного и профессионального образования (дошкольника, школьника, студента, повышающего свою квалификацию специалиста). Особое значение приобретает психология развития, изучающая механизмы и закономерности физиологического, психического, интеллектуального, личностного, творческого, профессионального и социального роста человека на различных возрастных ступенях своего развития. Учет этих закономерностей необходим при разработке путей и способов гуманизации образования в быстро меняющихся условиях современной социальной практики.

На конгрессе завершилось формирование Международной Академии гуманизации образования (МАГО), устав которой был зарегистрирован в начале 1995 г. по инициативе ряда ученых Австралии, Германии. Испании, Канады, России, США. Франции и других стран. Целью Академии являются разработка, координация и внедрение в социальную практику фундаментальных и прикладных проблем гуманизации образования, в том числе их философско-теоретического анализа и психолого-педагогического обеспечения. Академия состоит из отделений: 1) философии гуманизации образования, 2) культурологии и социологии гуманистического образования, 3) теории и истории гуманистического образования, 4) психологии гуманизации образования. Среди избранных академиков известные психологи — Г.А. Балл (Украина), И.В. Дубровина, В.Г. Леонтьев, И.Н. Семенов (Россия), а членами-корреспондентами —С.В. Дмитриев (Россия), П. Т. Тюрин (Латвия) и другие. Важно отметить, что с 1994 г. издается печатный орган МАГО — ежеквартальный международный психолого-педагогический журнал «Гуманизация образования» (главный редактор — президент* МАГО - М.Н. Берулава). Следующий, Второй международный конгресс по проблеме гуманизации образования состоится в 1997 г в Берлине



Далее...