Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

К 75-ДЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.Н. СОКОЛОВА

23 сентября 1995 г. исполнилось 75 лет Евгению Николаевичу Соколо­ву — действительному члену РАО, док­тору биологических наук, профессору, заведующему кафедрой психофизио­логии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, создателю ори­гинального научного направления и школы в отечественной и мировой пси­хофизиологии, исследователю, которо­му удалось построить новый предмет этой науки.

В отличие от традиционного понима­ния психофизиологии как науки о про­текании физиологических реакций при изменяющихся внешних воздействиях

Е.Н. Соколов выдвинул и эксперимен­тально обосновал положение о том, что психофизиология — это наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Схематически стратегию исследований, предложен­ную Е.Н. Соколовым и успешно реали­зуемую под его руководством его уче­никами и последователями, можно представить в виде цикла: человек — нейрон — модель. Включение концеп­туальной модели в качестве промежу­точного и организующего звена реали­зует монистический подход к решению проблемы отношения мозга и психики. Психофизиологическое исследование начинается с изучения психического яв­ления на макроуровне, затем осуществ­ляется с помощью раскрытия нейрон­ных механизмов тех или иных процес­сов в опытах на животных и завершает­ся построением адекватной модели, ас­симилирующей как особенности изуча­емого психического процесса, так и ха­рактеристики нейронов.

Научная деятельность Е.Н. Соколо­ва началась во время обучения в аспи­рантуре Института философии АН СССР, где он, вчерашний фронтовик, в секции психологии, руководимой С.Л. Рубинштейном, провел исследова­ние, посвященное проблемам воспри­ятия. Уже в этой работе развивались учение И.П. Павлова об анализаторах и его представление об ориентировоч­ном рефлексе, которые послужили Е.Н. Соколову основой для создания детекторной концепции восприятия и так широко известной сейчас концеп­ции нервной модели стимула и ориенти­ровочного рефлекса.

В 1954 г. Е.Н. Соколов вместе с из­вестными советскими учеными — Б.М. Тепловым, А.В. Запорожцем, Г.С. Костюком, А.Н. Леонтьевым и Е.А. Асратяном впервые принял учас­тие в XIV Международном конгрессе по психологии. Его доклад «Высшая нервная деятельность и проблемы вос­приятия» содержал основные направления изучения ориентировочного реф­лекса, которые Евгений Николаевич развивал в последующие годы и кото­рые нашли отражение в его моногра­фии «Восприятие и условный рефлекс» (1958), изданной, помимо нашей стра­ны, в США, Великобритании, Мексике и Японии.

В 60-е гг. Е.Н. Соколов исследовал физиологические механизмы памяти в процессах восприятия. Одним из пер­вых в мировой нейрофизиологии он применил методы экстра- и внутрикле­точной регистрации реакций отдель­ных нейронов. В этом исследовании был обнаружен конкретный механизм опережающего отражения — фунда­ментального явления в теории функци­ональных систем П.К. Анохина. Этот цикл исследований был обобщен в мо­нографии «Механизмы памяти» (1969) и нашел отражение в лекциях, прочи­танных в 1969 г. в Кембриджском и Оксфордском университетах (Англия) и в 1974 г. в Массачусетсом технологи­ческом институте (США).

Е. Н. Соколов активно занимается разработкой нейронных и молекуляр­ных механизмов памяти и обучения, об­ращая особое внимание на постсинаптические механизмы пластичных пере­строек, в частности на эндогенный пейсмекерный механизм. Эти результа­ты опубликованы в работах: «Пейсме­керный потенциал нейрона» (1975), «Нейронные механизмы памяти и обу­чения» (1981). В 1974 г. Е.Н. Соколов был приглашен на кафедру психологии Массачусетского технологического инс­титута США, в 1975 и в 1976 гг. — в университеты Софии и Будапешта для чтения лекций по результатам его пос­ледних работ. Исследования в области нейрофизиологических механизмов па­мяти и обучения выдвинули Е.Н. Соко­лова в число ведущих психофизиологов мира.

В начале 70-х гг. Е.Н. Соколов воз­вращается к изучению механизмов вос­приятия. Исследование работы различ­ных сенсорных анализаторов и цент­ральных механизмов ВИД позволило сформулировать общие принципы ор­ганизации сенсорных и исполнитель­ных систем и построить теорию работы органов чувств в виде обобщенной мо­дели «концептуальной рефлекторной дуги». На основе этой модели в настоя­щее время разрабатываются методы построения искусственных органов чувств роботов из нейроподобных эле­ментов. Полученные результаты отра­жены в монографиях «Искусственные органы чувств» (1979), «Нейробиони­ка» (1983), «Нейроинтеллект: от нейро­на к нейрокомпьютеру» (1989).

Общие принципы «концептуальной рефлекторной дуги» были конкретизи­рованы при изучении цветового зрения человека. Будучи достаточно хорошо проработанной, эта область стала объ­ектом нового психофизического и пси­хофизиологического исследования Е.Н. Соколова и его учеников, завер­шившегося построением сферической теории цветового зрения. Данная тео­рия главным образом отражена в двух монографиях Е.Н. Соколова и его со­трудников: «Цветовое зрение» (1984) и «Психофизиология цветового зре­ния» (1989).

Изучение восприятия цвета стимули­ровало развитие нового направления в работе Е.Н. Соколова — исследова­ния соотношения перцептивного и се­мантического пространств представле­ния данных (на примере восприятия цвета и семантики цветообозначений). В дальнейшем этот же подход, т.е. мно­гомерный анализ системы вербальных обозначений, был распространен на другие предметные области и позволил перейти к компьютерной системе коли­чественной оценки структуры усваива­емых понятий. Диагностика направле­на на объективный контроль структу­ры знаний обучаемого, определение способа его ориентировки в учебном материале и степени усвоения системы понятий на каждом этапе обучения.

Наряду с активной и разнообразной научной деятельностью Е.Н. Соколов в течение сорока лет ведет большую педагогическую работу на факультете психологии МГУ. Им разработаны кур­сы лекций по физиологии высшей нер­вной деятельности, физиологии анали­заторов, психофизиологии, нейроинтеллекту, информационным процессам в нейронных сетях. Лекции Е.Н. Соко­лова, на которых «душа обязана тру­диться», всегда отличаются насыщен­ностью информацией, стройностью и строгостью изложения, привлечени­ем новейших данных. Их основное со­держание опубликовано в нескольких учебных пособиях: «Физиология выс­шей нервной деятельности» (часть 1 — 1974, часть 2 — 1981), «Психофизиоло­гия» (1979), «Теоретическая психофи­зиология» (1986), «Психофизиология:

нейрон. Компьютеризованный курс» (1988). За выдающийся вклад в педаго­гический процесс на факультете психо­логии Е.Н. Соколов отмечен Ломоно­совской премией МГУ (1993).

Под руководством Е.Н. Соколова на­писаны десятки курсовых и дипломных работ, кандидатских и докторских дисзертаций. Для многих его учеников об­щение с ним стало истинной школой гультуры научного исследования, глав­ными предметами которой для Евгения Николаевича всегда остаются самосто­ятельность научного поиска, грамот­ность в изучаемой области, коррект­ность экспериментирования, аккурат­ность и строгость в изложении резуль­татов, уважение к читателю. Курсы лекций Е.Н. Соколова слушали студен­ты и преподаватели Кембриджского, Оксфордского, Софийского, Буда­пештского, Станфордского, Калифор­нийского и Хельсинкского университе­тов, Массачусетского технологическо­го института. В 1975 г. Е.Н. Соколов был избран иностранным членом На­циональной академии наук США и в 1976 г. — членом Американской академии искусств, в 1984 г. — ино­странным членом Академии наук Фин­ляндии. С 1984 г. он является почетным членом Международной ассоциации психофизиологов. Ассоциация психо­физиологов США в 1989 г. отметила наградой его фундаментальные дости­жения в психофизиологии.

Евгений Николаевич — ветеран Ве­ликой Отечественной войны, кавалер боевых орденов и медалей. Его трудо­вые достижения также отмечены пра­вительственными наградами — орде­ном Трудового Красного Знамени и ме­далями. За большой вклад в развитие физиологии высшей нервной деятель­ности Академия наук СССР в 1985 г. присудила профессору Е.Н. Соколову золотую медаль им. И.П. Павлова.

Ученики, коллеги, студенты, аспи­ранты и друзья горячо поздравляют Ев­гения Николаевича Соколова с юбиле­ем и желают ему активной работы, но­вых научных достижений и крепкого здоровья.


Далее...