Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ВОДИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.М. Хейккила

История водительской деятельности начинается в первые десятилетия ХХ в., когда был создан автомобиль. С тех пор и до сегодняшних дней водительская деятельность приковывает к себе пристальное внимание ученых и специалистов, являясь одним из наиболее тщательно изучаемых видов конкретной предметной деятельности человека. Водительская деятельность – разновидность операторской деятельности, которая изучается в системе “человек – техника – окружающая среда”. Различные науки и дисциплины исследуют эту систему, включающую в себя взаимодействия многих участников и элементов дорожного движения.

Психология, стоящая у истоков изучения водительской деятельности, по-прежнему остается одной из ведущих наук в обеспечении безопасности дорожного движения. В последнее время ее значение продолжает неуклонно расти, поскольку сам по себе технический прогресс и совершенствование условий дорожного движения без учета человеческого фактора еще не обеспечивают безопасности на дорогах. Эта цель может быть достигнута путем непосредственного изучения человека в различных проявлениях его личности. Исследование водительской деятельности без изучения личности водителя невозможно. Об этом писали в своей статье Б.Ф. Венда и др.: “Надежность водителя – одна из важнейших составляющих проблемы безопасности дорожного движения” [1]. Водитель сам выбирает главную линию своей деятельности, например уровень ее сложности. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что личность проявляется всегда во всех видах деятельности, в ее способе и стиле осуществления [4].

В течение долгого времени главной целью изучения водительской деятельности была попытка найти такую комбинацию индивидуально-психологических свойств личности, которая соответствовала бы большей подверженности несчастным случаям одних водителей по сравнению с другими. В свое время ее считали чуть ли не фатальным свойством личности. Эти теории многосторонне проанализированы, например, Котиком [2], Л. Шоу и Х. Сичел [18] и другими. Но как психоаналитики не смогли найти такие типы личности, которые соответствовали бы классическим психосоматическим болезням (язва, астма и т.п.), так и психологи, изучающие водительскую деятельность, не смогли дать общепринятой характеристики водителя, особо подверженного несчастным случаям. В процессе изучения аварийности выяснилось, что на подверженность несчастным случаям оказывают влияние не только свойства личности, но и в значительной степени опыт, практические навыки, возраст и другие факторы. Постепенно интерес ученых к проблемам подверженности личности авариям переключился на теории риска (см., например, [16]) и другие частные вопросы водительской деятельности. Следствием старения населения в индустриально развитых странах является все возрастающий интерес ученых к проблемам геронтологии. В связи с этим в последнее время особое внимание уделено способностям к вождению пожилых людей [5], [6].

В большинстве случаев способность управлять машиной можно, в принципе, изучать в естественных условиях, т.е. непосредственно на дороге. Но имеются категории лиц, к которым это неприменимо. К ним относятся молодые люди, еще не имеющие водительских прав, а также те, кого лишили права водить машину вследствие каких-либо заболеваний или травм. Водительские способности этой группы людей необходимо изучать в лабораторных условиях. Подобных исследований пока немного [17], [20], и, как правило, они проведены с применением ограниченного набора тестов. На основании имеющихся исследований еще нельзя делать выводы о том, какими же методами можно определить способность водить машину или поступить в автошколу. Ясно то, что сама по себе диагностика психологических особенностей еще не говорит о способности или неспособности к водительской деятельности. Этот вопрос надо решать специальными методами, выбор которых должен быть основан на теоретических обобщениях, имеющихся в области транспортной психологии.




------------------------------------------------------------------------


[1] Работа выполнена при поддержке Фонда развития губернии Оулу, Финляндия.




Далее...