ТЕМПЕРАМЕНТ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ: РОДИТЕЛЬСКИЕ
ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Е.Р. СЛОБОДСКАЯ
Индивидуальные особенности проявляются с первых
месяцев жизни: в одних и тех же условиях разные
дети ведут себя неодинаково, причем
отличительные черты поведения с постоянством
проявляются в самых различных ситуациях. Именно
этот устойчивый индивидуальный стиль поведения
и называют темпераментом [5]. Свойства
темперамента имеют биологическую основу, однако
“это не только генетически обусловленные
характеристики поведения” [19; 133 – 134],
биологическая основа может быть в любом возрасте
и не генетической природы. Кроме того,
темперамент в любом возрасте является
результатом взаимодействия между особенностями
индивида и окружающей его среды. Исследования по
генетике поведения показали, что помимо
общепризнанного влияния среды существует и
противоположно направленное влияние: индивид в
процессе развития активно формирует окружающую
его среду в соответствии с особенностями своего
темперамента [12]. Однояйцевые близнецы, например,
живут в значительно более сходных условиях, чем
разнояйцевые, а тем более – обычные братья и
сестры. В целом влияние семейной среды усиливает
генетические различия между детьми
[6].
Современная психофизиология объясняет свойства
темперамента характеристиками трех
эмоциогенных систем мозга: достижения, борьбы
или бегства и торможения поведения. Эти системы
контролируют реакции индивида на стимулы
награды, наказания и угрозы. Деятельность
системы торможения поведения проявляется в
снижении текущей активности, повышении уровня
внимания. Активация системы достижения приводит
к импульсивному поведению и снижению
сосредоточенности. Обе системы вызывают
вегетативную мобилизацию [1]. Вполне возможно, что
одна и та же ситуация некоторыми индивидами
может расцениваться как опасная, а другими – как
привлекательная, в зависимости от темперамента
– конституциональных особенностей систем
торможения и активации поведения. Эта концепция
широко применяется в возрастной
психофизиологии, так как в период раннего
детства имеется уникальная возможность
наблюдать непосредственные проявления
деятельности систем активации и торможения
поведения [15].
Большинство методик определения темперамента
основано на девяти показателях Нью-Йоркского
лонгитюдного исследования [9], [13]. Это: 1)
двигательная активность; 2) ритмичность –
предсказуемость физиологических функций; 3)
приближение или избегание нового; 4) привыкание; 5)
чувствительность; 6) настроение; 7) интенсивность
эмоциональных реакций; 8) отвлекаемость; 9)
внимание – настойчивость. Первоначально
темперамент оценивали с помощью
полуструктурированного опроса родителей. В
последнее время чаще всего используются менее
трудоемкие методы – стандартные опросники,
выявляющие типичное поведение человека в
каждодневных ситуациях [3], [8]. Многие из них
характеризуются достаточно хорошими
показателями надежности (внутренней
согласованностью, сходством экспертных оценок и
данных повторного тестирования); однако
согласованность оценок обоих родителей и данных
различных опросников, как правило, невысока.
Недостаточно разработаны и вопросы
обоснованности опросников темперамента [13], [14].
Большинство опросников предназначено для
определенных возрастных групп, что не позволяет
изучать темперамент человека в различные
периоды жизни. Исключение составляет
Модифицированный опросник темперамента М.
Уиндла и Р.М. Лернера (МОТ), который можно
применять с раннего детского до взрослого
возраста [18]. Он определяет следующие факторы
темперамента: 1) общую активность; 2) активность во
сне; 3) гибкость; 4) настроение; 5) ритмичность сна; 6)
ритмичность еды; 7) ритмичность привычек; 8)
отвлекаемость; 9) внимание. Две последние черты у
детей объединены в одну – ориентацию на задание
[19].
Родительские оценки темперамента ребенка
складываются из трех составляющих: объективной,
субъективной и психометрической ошибки [10].
Ошибка измерения отражает надежность
опросников, субъективную же составляющую
выявить значительно труднее, так как восприятие
и оценка поведения зависят не только от
особенностей детей и родителей, но и от степени
сходства между ними.
Цель настоящей работы – анализ объективных и
субъективных факторов, связанных с
родительскими оценками темперамента детей:
сравнение материнских и отцовских оценок, данных
различных опросников, выявление многомерной
структуры темперамента детей и взаимосвязей
темперамента детей с темпераментом родителей и
социально-экономическим положением семьи.
Далее...
|