Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ТЕМПЕРАМЕНТ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ: РОДИТЕЛЬСКИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ


Е.Р. СЛОБОДСКАЯ

Индивидуальные особенности проявляются с первых месяцев жизни: в одних и тех же условиях разные дети ведут себя неодинаково, причем отличительные черты поведения с постоянством проявляются в самых различных ситуациях. Именно этот устойчивый индивидуальный стиль поведения и называют темпераментом [5]. Свойства темперамента имеют биологическую основу, однако “это не только генетически обусловленные характеристики поведения” [19; 133 – 134], биологическая основа может быть в любом возрасте и не генетической природы. Кроме того, темперамент в любом возрасте является результатом взаимодействия между особенностями индивида и окружающей его среды. Исследования по генетике поведения показали, что помимо общепризнанного влияния среды существует и противоположно направленное влияние: индивид в процессе развития активно формирует окружающую его среду в соответствии с особенностями своего темперамента [12]. Однояйцевые близнецы, например, живут в значительно более сходных условиях, чем разнояйцевые, а тем более – обычные братья и сестры. В целом влияние семейной среды усиливает генетические различия между детьми [6].    

Современная психофизиология объясняет свойства темперамента характеристиками трех эмоциогенных систем мозга: достижения, борьбы или бегства и торможения поведения. Эти системы контролируют реакции индивида на стимулы награды, наказания и угрозы. Деятельность системы торможения поведения проявляется в снижении текущей активности, повышении уровня внимания. Активация системы достижения приводит к импульсивному поведению и снижению сосредоточенности. Обе системы вызывают вегетативную мобилизацию [1]. Вполне возможно, что одна и та же ситуация некоторыми индивидами может расцениваться как опасная, а другими – как привлекательная, в зависимости от темперамента – конституциональных особенностей систем торможения и активации поведения. Эта концепция широко применяется в возрастной психофизиологии, так как в период раннего детства имеется уникальная возможность наблюдать непосредственные проявления деятельности систем активации и торможения поведения [15].

Большинство методик определения темперамента основано на девяти показателях Нью-Йоркского лонгитюдного исследования [9], [13]. Это: 1) двигательная активность; 2) ритмичность – предсказуемость физиологических функций; 3) приближение или избегание нового; 4) привыкание; 5) чувствительность; 6) настроение; 7) интенсивность эмоциональных реакций; 8) отвлекаемость; 9) внимание – настойчивость. Первоначально темперамент оценивали с помощью полуструктурированного опроса родителей. В последнее время чаще всего используются менее трудоемкие методы – стандартные опросники, выявляющие типичное поведение человека в каждодневных ситуациях [3], [8]. Многие из них характеризуются достаточно хорошими показателями надежности (внутренней согласованностью, сходством экспертных оценок и данных повторного тестирования); однако согласованность оценок обоих родителей и данных различных опросников, как правило, невысока. Недостаточно разработаны и вопросы обоснованности опросников темперамента [13], [14].

Большинство опросников предназначено для определенных возрастных групп, что не позволяет изучать темперамент человека в различные периоды жизни. Исключение составляет Модифицированный опросник темперамента М. Уиндла и Р.М. Лернера (МОТ), который можно применять с раннего детского до взрослого возраста [18]. Он определяет следующие факторы темперамента: 1) общую активность; 2) активность во сне; 3) гибкость; 4) настроение; 5) ритмичность сна; 6) ритмичность еды; 7) ритмичность привычек; 8) отвлекаемость; 9) внимание. Две последние черты у детей объединены в одну – ориентацию на задание [19].

Родительские оценки темперамента ребенка складываются из трех составляющих: объективной, субъективной и психометрической ошибки [10]. Ошибка измерения отражает надежность опросников, субъективную же составляющую выявить значительно труднее, так как восприятие и оценка поведения зависят не только от особенностей детей и родителей, но и от степени сходства между ними.

Цель настоящей работы – анализ объективных и субъективных факторов, связанных с родительскими оценками темперамента детей: сравнение материнских и отцовских оценок, данных различных опросников, выявление многомерной структуры темперамента детей и взаимосвязей темперамента детей с темпераментом родителей и социально-экономическим положением семьи.



Далее...