Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

РОЛЬ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


В.В. БЕЛОУС, Т.В. КОПАНЬ

Проблема соотношения стимуляции и мотивации имеет давнюю историю и уходит своими корнями в механистический принцип Я – К. В дальнейшем обнаружилось, что человеческое поведение нельзя трактовать как идентичный слепок внешнего воздействия. Так, К.А. Абульханова-Славская убедительно показала, что “подсказка” (вспомогательная задача) срабатывает лишь тогда, когда испытуемый существенно погружается в решение основной задачи [1]. Л.А. Венгер установил несоответствие между теоретической деятельностью дошкольников и возрастными особенностями детского интеллекта [5]. Л.В. Мищенко выявила высокую общность в структурах интегральной индивидуальности у высокомотивированных студентов 1 курса разных профилей [12].

Имеются и другие экспериментальные факты. По методике поэтапного формирования умственных действий удалось неуспевающих школьников поднять до уровня удовлетворительной аттестации [6]. В упомянутом выше исследовании Л.В. Мищенко у высокомотивированных студентов 1У курса разного профиля наблюдаются разные структуры интегральной индивидуальности.

Мы полагаем, что решить поставленную проблему можно путем специально организованного экспериментального исследования, учитывающего помимо высокомотивированных и группу низкомотивированных представителей разных социальных групп. Именно такой путь преодоления противоречия в понимании единства мотивации и стимуляции в рамках теории интегральной индивидуальности был осуществлен нами на примере исследования городских и сельских школьников с высокой и низкой мотивацией достижения успеха.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось в 1993 – 1994 гг. в г. Буденновске Ставропольского края в средних школах № 5 и № 7; в селе Курское Ставропольского края в средней школе № 2. Первоначально в эксперименте приняло участие 190 человек. Из них городских школьников – 20, сельских – 70 человек. Возраст испытуемых составлял 13 – 15 лет. Экспериментальная работа проводилась в два этапа. На первом этапе диагностировалась у всех школьников степень выраженности мотивации достижения успеха. На втором этапе исследовались разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: психодинамический уровень, ипи первичные свойства индивида, вторичные свойства индивида (качественные особенности психических процессов), личностный уровень и уровень метаиндивидуальности. Окончательное количество испытуемых составило 99 человек: в городской выборке – 59 человек, в сельской – 40.

 Статистическая обработка экспериментального материала осуществлялась на основе корреляционного и факторного (центроидный метод Л. Тэрстоуна) анализа по программе “АХЯТАТ” из пакета прикладных программ “Многомерный статистический анализ” (Ялта, 1989 г.).



Далее...