РОЛЬ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ
СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
В.В. БЕЛОУС, Т.В. КОПАНЬ
Проблема соотношения стимуляции и мотивации
имеет давнюю историю и уходит своими корнями в
механистический принцип Я – К. В дальнейшем
обнаружилось, что человеческое поведение нельзя
трактовать как идентичный слепок внешнего
воздействия. Так, К.А. Абульханова-Славская
убедительно показала, что “подсказка”
(вспомогательная задача) срабатывает лишь тогда,
когда испытуемый существенно погружается в
решение основной задачи [1]. Л.А. Венгер установил
несоответствие между теоретической
деятельностью дошкольников и возрастными
особенностями детского интеллекта [5]. Л.В.
Мищенко выявила высокую общность в структурах
интегральной индивидуальности у
высокомотивированных студентов 1 курса разных
профилей [12].
Имеются и другие экспериментальные факты. По
методике поэтапного формирования умственных
действий удалось неуспевающих школьников
поднять до уровня удовлетворительной аттестации
[6]. В упомянутом выше исследовании Л.В. Мищенко у
высокомотивированных студентов 1У курса разного
профиля наблюдаются разные структуры
интегральной индивидуальности.
Мы полагаем, что решить поставленную проблему
можно путем специально организованного
экспериментального исследования, учитывающего
помимо высокомотивированных и группу
низкомотивированных представителей разных
социальных групп. Именно такой путь преодоления
противоречия в понимании единства мотивации и
стимуляции в рамках теории интегральной
индивидуальности был осуществлен нами на
примере исследования городских и сельских
школьников с высокой и низкой мотивацией
достижения успеха.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проводилось в 1993 – 1994 гг. в г.
Буденновске Ставропольского края в средних
школах № 5 и № 7; в селе Курское Ставропольского
края в средней школе № 2. Первоначально в
эксперименте приняло участие 190 человек. Из них
городских школьников – 20, сельских – 70 человек.
Возраст испытуемых составлял 13 – 15 лет.
Экспериментальная работа проводилась в два
этапа. На первом этапе диагностировалась у всех
школьников степень выраженности мотивации
достижения успеха. На втором этапе исследовались
разноуровневые свойства интегральной
индивидуальности: психодинамический уровень,
ипи первичные свойства индивида, вторичные
свойства индивида (качественные особенности
психических процессов), личностный уровень и
уровень метаиндивидуальности. Окончательное
количество испытуемых составило 99 человек: в
городской выборке – 59 человек, в сельской – 40.
Статистическая обработка экспериментального
материала осуществлялась на основе
корреляционного и факторного (центроидный метод
Л. Тэрстоуна) анализа по программе “АХЯТАТ” из
пакета прикладных программ “Многомерный
статистический анализ” (Ялта, 1989 г.).
Далее...
|