Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖЦЕНИЯ Д.Г.ЭЛЬКИНА


А.К.БОЛОТОВА

В ноябре 1995 г. научная общественность отмечает 100-летие со дня рождения замечательного отечественного психолога, достойного хранителя и продолжателя исторических традиций в науке, идущих от И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, Н.Н. Ланге – Давида Генриховича Элькина (1895 – 1983). Памятной дате посвящены будут и научные чтения в Одесском университете, где Д.Г. Элькин в течение 30 лет руководил кафедрой психологии, приняв ее от своего учителя Н.Н. Ланге.

Являясь достойным преемником традиций отечественной психологической науки, Д.Г. Элькин создает новую психологическую школу, получившую признание, как теперь принято говорить, в ближнем и дальнем зарубежье. Научные поиски Д.Г. Элькина и его учеников связаны с изучением условий и психофизиологических механизмов сложнейших психических процессов, основой которых всегда был мастерски построенный классический психологический эксперимент, клинический анализ психиатрического и патоневрологического материала, а также методы онтогенетического и зоопсихологического исследования. Наследие Д.Г. Элькина составляют работы, посвященные вопросам образования навыков, функционирования, развития и распада процессов восприятия времени и пространства, а также таким общим проблемам психологической науки, как роль обратной связи в формировании осмысленных действий, влияние сигнального значения воспринимаемых раздражителей на протекание психических процессов, роль моделирующей функции движений субъекта в отображении образа мира.

Наибольшее признание и известность получил фундаментальный труд Д.Г. Элькина, посвященный исследованию проблем восприятия времени.

Монографическое исследование Д.Г. Элькина “Восприятие времени” (1962) было одним из первых отечественных исследований по психологии восприятия времени, ибо долгие годы эта проблема была представлена лишь в чисто философской интерпретации. В научном наследии Д.Г. Элькина многое заслуживает особого внимания, представляя интерес и для современной науки. В нем, в частности, содержится материал, освещающий вопрос о мозговой локализации временных восприятий и их физиологических механизмах, вопрос о роли различных анализаторов, второсигнальных связей в восприятии времени, а также некоторые закономерности развития и формирования восприятия времени в онтогенезе. Его перу принадлежат более 150 работ по различным проблемам восприятия времени: от проблем онтогенеза, специфики развития временных восприятий в музыкальной, спортивной и профессиональной деятельности до проблем восприятия времени в социальных контактах, в общении человека.

Широко образованный ученый, неутомимый экспериментатор, оригинальный исследователь, Д.Г. Элькин относится к той плеяде отечественных ученых, которые заложили основы фундаментальных исследований в психологической науке. Трудно переоценить теоретическое и практическое значение полученных в исследованиях Д.Г. Элькина и его учеников данных, которые в совокупности могут рассматриваться как пролегомены к психологии восприятия времени. Многогранны области и проблематика научной и научно-организаторской деятельности ученого. Это общая и специальная экспериментальная психология (вопросы восприятия и чувства времени, их усвоения и ценности социальных эталонов длительности, составляющих сложнейшую систему исторического времени “временных вех” и “временных шкал”, на которые проецируется опыт индивида, в сопоставлении с опытом человеческого рода; вопросы временного поведения, ритмических структур и умений, их психофизиологические механизмы, вопросы времени и памяти, мотивации и эмоций в восприятии времени и др.).

Суть концепции восприятия времени человеком в том, что оно представляется как своеобразное моделирование психикой временных особенностей раздражителей. В моделировании длительности, последовательности, ритма принимают участие идеомоторные акты, интериоризированные действия, речь, а также соматическая деятельность. Следует особо подчеркнуть, что, изучая специальные вопросы восприятия времени и пространства, Д.Г. Элькин внес вместе с тем ценный вклад в разработку общей теории чувственного познания человеком окружающей действительности. Наряду с таким выдающимися отечественными исследователями, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.Р. Лурия и другие, Д.Г. Элькин последовательно отстаивал в своих работах понимание процессов восприятия как рефлекторных по своему происхождению, носящих характер своеобразных ориентировочно-исследовательских действий, моделирующих особенности воспринимаемых объектов и явлений, развивающихся в контексте практической деятельности субъекта и выполняющих в ней ориентирующую и регулирующую функции.

Надо отметить, что научные искания Д.Г. Элькина и его сотрудников протекали в тесном контакте с Харьковской школой психологии, где в 30-е гг. интенсивно велись работы по изучению психического развития детей под руководством А.Н.Леонтьева и при активном участии А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина и других психологов. Все эти работы, равно как и работы Г.С. Костюка и А.Н. Раевского в Киеве, были объединены общетеоретической позицией – пониманием психических процессов как неразрывно связанных с практической деятельностью человека и представляющих собой особые виды деятельности. Данные исследования позволили Д.Г. Элькину создать действенный научный центр психологической науки на юге страны и особый объект исследования – время. Эти научные контакты переросли в многолетние плодотворные отношения ученого с выдающимися психологами страны, которые неоднократно приглашались на научные семинары и конференции, принимали участие в работе специализированного совета по защите диссертаций, созданного по инициативе и при участии Д.Г. Элькина. Организаторский талант Д.Г. Элькина был направлен на создание Одесского отделения Общества психологов, которое он возглавлял в течение многих лет, а также проведение различных психологических мероприятий, редакционно-издательскую деятельность по выпуску материалов конференций. Д.Г. Элькин возглавлял симпозиум “Восприятие времени” на ХУ111 Международном психологическом конгрессе (Москва, 1966), был неизменным участником совещаний и съездов по проблемам психологии, проводившихся в Ленинграде и Тбилиси, Киеве и Москве. Его энергичность, активный поиск в области новых прикладных исследований и применения психологического знания отличали его в течение всей его неутомимой и довольно долгой научной деятельности.

Д.Г. Элькина отмечали как широко образованного ученого, полиглота и эрудита, удивительного принципиального, строгого и мудрого человека и ученого. Его любили, уважали и обожали многие поколения студентов, которым посчастливилось слушать его лекции. Ораторский талант Д.Г. Элькина остается легендой для одесского студенчества: на его университетские лекции сбегались студенты медицинского института и технологического, курсанты высшего мореходного училища и политехнического института. Его лекции-размышления увлекали глубиной научного анализа, волнующей эмоциональностью и образностью формы его преподнесения. Обладая остро критическим и ироничным умом, Д.Г. Элькин учил постигать подлинно научную психологию, четко отделяя злаки от плевел, показывая, что за простыми жизненными фактами стоят сложнейшие проблемы, над решением которых бились лучшие умы на протяжении тысячелетий. Давид Генрихович учил принципиальности, критичности в оценке подходов к разнообразным психологическим теориям, бескомпромиссной борьбе за истину. Лекции и семинары проф. Д.Г. Элькина – образец увлекательной напряженной работы мысли, самокритичности, тонко-ироничного отношения к собственным мыслям и непринятия догм. Естественная, полная такта и интеллигентности манера общения делала его доступным, а разговор о сложных материях земным и понятным. Таковы были выступления Д.Г. Элькина для широкой аудитории с популярными лекциями: эти выступления ждали, о них говорили, как в те времена говорили о выступлениях Д. Ойстраха или Э. Гилельса.

Если следовать изречениям древних греков – “Все боится времени, только время боится пирамид”, – можно смело утверждать, что школа Д.Г. Элькина, его научное наследие и есть та пирамида в вековой истории психологии, тайна и разгадка которой еще долгое время будет притягательной областью психологического исследования в трудах учеников и последователей Давида Генриховича Элькина.



Далее...