ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
ИНТЕРНАТАХ
М.Ю. КОНДРАТЬЕВ
На собственно научном уровне осознание
необходимости организации специальных учебных
заведений для одаренных детей в нашей стране
произошло относительно недавно – в начале
нынешнего столетия и было неразрывно связано с
развитием психологии как самостоятельной
отрасли знания. Как отмечал в начале века В.М.
Экземплярский, “идея создания школ для
одаренных очень недавнего происхождения: она
моложе принципиально родственной ей мысли о
специальных школах для отсталых в умственном
отношении детей и уклоняющихся от нормы в
отношении эмоционально-волевом” [7; 3]. По сути
дела, уже в эти годы наметились основные формы и
направления организационно-педагогической
работы с одаренными детьми и подростками –
“можно считать, что эти подходы различаются
тремя точками зрения: или одаренным должна быть
представлена лишь возможность более быстрой
проработки обычного, так сказать, стандартного
курса, или они должны в процессе получить совсем
иное содержание работы, чем средние дети, или,
наконец, к ним должны быть применены иные методы
работы” [7; 96].
В конечном счете и сегодня каждая из этих трех
позиций в той или иной степени представлена в
реальной педагогической практике. Так, например,
идея об ускоренном овладении одаренными детьми
стандартным школьным курсом находит свое
воплощение в современном институте экстерната и
в свернутом во времени этапе освоения учащимися
базового предметного курса в первых классах
профилированных спецшкол. Факультативные
занятия в массовых школах, содержательно
обогащенный курс по отдельным предметам в
спецкурсах и специализированных школах обучения
при ведущих научных и культурных центрах, а также
качественно новые формы организации учебной
деятельности (групповая форма, проблемное
обучение, метод погружения и т.д.) позволят
существенно углубить и активизировать
познавательную деятельность одаренных детей и
подростков. Последовательная реализация идей о
необходимости ранней специализации в работе с
одаренными совершенно закономерно привела к
организации специализированных
учебно-воспитательных учреждений интернатного
типа, в условиях которых можно было бы,
сконцентрировав и лучшие преподавательские
силы, и отобранных на жесткой конкурсной основе
особо одаренных в какой-то конкретной сфере (в
области спорта, физико-математических,
лингвистических наук, художественной сфере и
т.д.) учащихся, добиться принципиальной
интенсификации учебного процесса, превратив его,
по сути дела, в процесс ранней, но от этого не
менее качественной профессионализации
развивающейся личности.
Как показывает опыт работы таких закрытых
учебно-воспитательных учреждений, в
дидактическом плане на сегодняшний день они, как
правило, не только не уступают, но и заметно
опережают практически все “открытые” аналоги
профилированных образовательных заведений. В то
же время вопросы, касающиеся собственно
личностного развития воспитанников таких
интернатов и характера складывающихся между
ними отношений, недостаточно изучены. По
существу, это в определенном смысле относится и к
социально-психологическим проблемам
функционирования специальных
узкопрофилированных школ “открытого” типа,
среди которых наибольшее распространение в
нашей стране получили физико-математические
школы[1]. Набор в эти школы, как известно,
осуществляется в старшие классы. При этом, по
понятным причинам, конкурсный отбор, как правило,
проходят в первую очередь хорошо успевающие в
других школах подростки, имеющие, таким образом,
достаточно высокую самооценку, убежденные в
своих незаурядных способностях, привыкшие к
успеху и нередко претендующие на лидирующую
позицию в группе сверстников. В изменившихся
условиях (качественно более высокие требования к
интеллектуальному развитию, обостренная
конкурентность отношений, повышенная
напряженность общения в условиях складывающейся
новой группы членства и т.д.) столь высокие
притязания в целом ряде случаев могут оказаться
неудовлетворенными, что не может не сказаться и
на личностном развитии отдельных школьников, и
на общей психологической атмосфере в классе. Так,
например, автор одного из немногих
социально-психологических исследований проблем
спецшкол Т.В. Снегирева, в частности, отмечает,
что нередко процесс адаптации здесь приобретает
поистине драматические формы, что проявляется
порой “и возникновении у подростков "чувства
различия", т.е. сознания, что они хуже других”.
Ситуация при этом усугубляется еще и тем, что эти
школьники “перестают расценивать как свои
характеристики не только те позитивные качества,
которые обусловливают или символизируют успех в
учении и общении, но и целый ряд важнейших
нравственно-этических черт” [5; 20].
Понятно, что опасность нежелательных личностных
деформаций и проявления специфических, не всегда
позитивных особенностей внутригрупповой жизни в
интернатах особенно вероятна, с одной стороны, в
связи с еще более жестким отбором учащихся и ярко
выраженной по сравнению со спецшколами
предметной специализацией, а с другой – по
причине “закрытости” данного типа учреждений,
обусловливающей насыщенность, а главное,
неизбежность тесных контактов “всех со всеми”
([1], [2] и др.)
Конечно, по сравнению с детским домом или
школой-интернатом для реальных и “социальных”
сирот, а тем более закрытыми спецучреждениями
для несовершеннолетних правонарушителей
обособленность сообщества учащихся
профессионально специализированного интерната
достаточно условна. Относительно тесные связи с
обществом (в том числе и перспективные)
подростков, обучающихся в этом типе интернатных
учреждений, предопределены в первую очередь тем,
что факт их временного содержания в стенах
закрытого учебно-воспитательного заведения
связан с их стремлением (как правило, разделяемым
и их родителями) к ранней углубленной
профессионализации, что однозначно
приветствуется и социальным окружением. При
этом, в отличие от других закрытых учреждений,
помещение в которые воспитанников если и не
связано с прямым принуждением, то уж во всяком
случае не предполагает их согласия на подобную
изоляцию, в профессионально специализированные
интернаты возможно попасть, только
недвусмысленно изъявив свое желание учиться
именно здесь и в результате строгого отбора из
числа многочисленных соискателей.
------------------------------------------------------------------------
[1] В данном случае мы не упоминаем языковые
спецшколы, так как в них в большинстве случаев
дети учатся с первого по одиннадцатый класс в
относительно неизменном составе, а практика
набора в старшие классы. что называется, “со
стороны” сведена к минимуму.
Далее...
|