СМЫСЛ И СИМВОЛ В ПРОЕКТИВНОМ РИСУНКЕ
Т.В.Снегирева
Рисунок “Моя семья” с его широкими и во многом
еще неисчерпанными диагностическими и
коррекционными возможностями все чаще
используется в детской и семейной психотерапии.
Как любая проективная техника, он обращен к тем
содержаниям душевной деятельности, которые
находятся не на “свету сознания”, будучи
отчетливо представленными ему, а в подпороговом
состоянии. Рациональное начало личности в этих
случаях как бы регрессирует, на его место
приходят идеи и образы, связи и отношения,
лишенные четкой определенности и логической
последовательности, но тем не менее – полные
смысла. Смягчение сознательного контроля и
своего рода капитуляция всей “службы” Эго с его
защитными механизмами – одна из важнейших
предпосылок работы проективных техник. Находясь
в подпороговом состоянии, эти содержания
психического благодаря своей непроясненности,
невыявленности, многозначности сопровождаются
существенно меньшим напряжением, сравнительно с
той его степенью, которую они способны вызвать,
приближаясь к сознанию. Поэтому в символике и
графической экспрессии рисунка выступает та
неосознаваемая реальность, которая хотя и
определяет самочувствие и поведение ребенка,
будучи безотчетно воспринимаемой им, но не может
быть выражена в слове.
Главный продукт, извлекаемый из детского
творчества психологом, конечно же, не буквальное
содержание рисунка, что схватывается при первом,
беглом ознакомлении с ним, и не его
изобразительные качества, в принципе
соотносимые с уровнем психического развития
ребенка [10], а тот сокровенный смысл, который
заложен в работе и который зачастую даже
превосходит масштабы развития и житейского
знания ребенка. Указанной особенности полностью
соответствует и язык, которым пользуются юные
авторы, – язык символов. К одной из его
особенностей можно отнести ошибку восприятия: он
выглядит обманчиво примитивным, по сути являясь
безгранично глубоким.
В данной статье предпринята попытка рассмотреть
принципы построения символа в детском рисунке.
Материалом для анализа служат работы
подростков-пятиклассников. Мы использовали так
называемый кинетический вариант указанной
проективной техники [8]. По инструкции дети должны
были изобразить свою семью в один из тех знакомых
каждому моментов, когда домочадцы собираются
вместе и чем-то заняты.
Как известно, главной чертой символа является
способность использовать некоторый “предмет”,
или предметный образ, который выходит за пределы
своего непосредственного содержания, являясь
еще чем-то другим, что не есть он сам [4]. В
структуре символа со всей очевидностью
наличествуют два главных компонента:
символизирующее и символизируемое. В качестве
первого выступает предметный образ, второго –
глубинный смысл. Две эти составляющие – как два
полюса, которые, по словам С.С. Аверинцева,
немыслимы один без другого, оставаясь различными
между собой [1]. С поразительной точностью эту
особенность символа выразил А.Ф. Лосев, найдя для
нее емкое определение: “единораздельная
цельность” [5].
Переходя в символ, предметный образ становится
прозрачным для смысла, “будучи дан как смысловая
глубина”. Несколькими строками позже С.С.
Аверинцев делает существенную поправку: “не дан,
а задан”. Смысл объективно осуществляет себя в
образе не как некая готовая наличность, а скорее
как “динамическая тенденция”, увлекающая в
бесконечность смысловой перспективы.
Процесс понимания рисунка, благодаря которому из
первоначального неуловимо размытого,
неопределенного в своей многозначности
смыслового содержания возникает одна
преобладающая идея, властью которой вносится
порядок и связь в разрозненные фрагменты детской
работы, достаточно сложен. Он в большой степени
интуитивен, а, значит, совершается за счет
восприятия через бессознательное. Проникновение
в скрытый план символа, безусловно, требует
вчувствования в содержание детской работы,
восприятия ее глазами автора и проживания как бы
его душой, т.е. предполагает симпатию. Участвует в
этом процессе и мышление, которое, опираясь на
знание, проверяет, насколько объективны наши
чувства и эмоциональные оценки, какова их
подлинная ценность. Отсюда вывод: даже если
восприятие и интерпретация рисунка предполагают
такую психическую полифункциональность, то вряд
ли без нее обходится та авторская композиционная
творческая работа, которая порождает и самую
символику языка, и смысл того, что он выражает.
Этот вывод заставляет предположить, что между
означенными выше структурными полюсами символа
содержится некое пространство, также обладающее
собственной структурой. Каковы же ее
составляющие?
Далее...
|