К ЮБИЛЕЮ И. В. ДУБРОВИНОЙ
Доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией
научных основ детской практической психологии
Психологического института РАО Ирина
Владимировна Дубровина родилась в Москве, где и
прошли ее детские и юношеские годы. После
окончания Московского городского
педагогического института им. В. П. Потемкина в 1958
г. она начала работать в школе учителем русского
языка и литературы. В 1963 г. И. В. Дубровина
поступила в аспирантуру Института психологии
АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО),
где и работает в настоящее время. В 1967 г. она
успешно защитила кандидатскую диссертацию по
проблемам психологии математических
способностей. После окончания аспирантуры
продолжала исследования в этой области. В 1976 г.
она стала заведующей лабораторией психологии
формирования личности, которой до этого времени
руководила Л. И. Божович. С этого времени и в
течение почти 20 лет И. В. Дубровина возглавляет
этот научный коллектив. Она продолжала
заведовать лабораторией и тогда, когда была
заместителем директора Института — с 1978 по 1993 г.
И. В. Дубровина внесла большой вклад в разработку
проблем генезиса возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся, выявила ряд фактов и
закономерностей, имеющих фундаментальное
значение для возрастной психологии. Под ее
руководством и с ее непосредственным участием
проведено глубокое и всестороннее исследование
переходного периода от подросткового к
юношескому возрасту, впервые ставшего предметом
специального систематизированного
исследования. Его результаты нашли отражение в
монографии «Формирование личности в переходный
период: от подросткового к юношескому возрасту)»
(М. : Педагогика, 1987). В 80-е гг. под руководством И. В.
Дубровиной на значительной выборке учащихся
было проведено исследование возрастной динамики
психического развития на протяжении
подросткового - раннего юношеского возраста,
охватывающее широкий круг аспектов развития
познавательной мотивационно-потребностной
сферы, самосознания и других сторон личности.
Результаты этого исследования были отражены в
выпущенной под редакцией И. В. Дубровиной
коллективной монографии «Особенности обучения и
психического развития школьников 13—17 лет» (М. :
Педагогика, 1988). Детальному анализу формирования
личности старшего школьника посвящена
монография «Формирование личности
старшеклассника» (М. : Педагогика. 1989). Различные
аспекты формирования личности, осмысление этого
процесса в широком научном контексте
рассматриваются в исследования» обобщенном в
сборнике под редакцией И. В. Дубровиной
«Формирование личности в онтогенезе» (М. :
Педагогика, 1992).
С конца 70-х гг. под руководством И. В. Дубровиной
проводилось также исследование специфики
психического развития детей, растущих вне семьи.
В результате многолетних исследований впервые в
отечественной психологии были получены научные
данные и выявлены причины особого типа
психического развития и развития личности детей
школьного возраста» воспитывающихся в
учреждениях интернатного типа. На материале
этого исследования совместно с лабораторией
дошкольного воспитания под редакцией И. В.
Дубровиной и М. И. Лисиной была издана
коллективная монография: Психическое развитое
воспитанников детского дома». М. : Педагогика. 1990.
В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю.
К. Бабанского И. В. Дубровина начала работу по
организации в стране школьной психологической
службы. в уже в течение 15 лет она является
признанным лидером в этой области, успешно
сочетая как теоретико-экспериментальные, так в
научно-практические разработки. Под ее
руководством и при ее непосредственном участии
созданы «Положение о психологической службе
образования» и ряд других нормативных
документов, составляющих основу деятельности
психолога в системе образования. У психологов, в
том числе непосредственно работающих в школе,
заслуженной популярностью пользуется изданная
под редакцией И. В. Дубровиной серия книг и
практических пособий по службе практической
психологии образования, прежде всего «Рабочая
книга школьного психолога», а также созданная ею
оригинальная программа подготовки практических
психологов образования. И. В. Дубровина была
одним из инициаторов, организаторов и
руководителей I съезда практических психологов
образования России.
И. В. Дубровина является основоположником
разработки нового направления возрастной
психологии — детской практической психологии.
Фундаментальные исследования И. В. Дубровиной,
посвященные разработке теоретических основ и
прикладных аспектов детской практической
психологии и ее воплощения в практике народного
образования — школьной психологической службе,
отражены в авторской монографии «Школьная
психологическая служба: вопросы теории и
практики (М. : Педагогика, 1991). И. В. Дубровина
является инициатором создания и главным
редактором журнала «Детский практический
психолог».
Ирина Владимировна Дубровина обладает редким
даром — глубокого, почти интуитивного ощущения
«пульса времени»: вот почему все ее исследования
и начинания оказываются на передовом рубеже
наука и практики и так нужны людям.
Друзья, коллеги, многочисленные аспиранты и
практические психологи образования, а также
сотрудники редакции журнала «Вопросы
психологии» от всей души поздравляют Ирину
Владимировну с юбилеем и желают ей счастья и
долгих лет плодотворной деятельности.
Далее...
|