Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

К ЮБИЛЕЮ И. В. ДУБРОВИНОЙ

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО Ирина Владимировна Дубровина родилась в Москве, где и прошли ее детские и юношеские годы. После окончания Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина в 1958 г. она начала работать в школе учителем русского языка и литературы. В 1963 г. И. В. Дубровина поступила в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и работает в настоящее время. В 1967 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию по проблемам психологии математических способностей. После окончания аспирантуры продолжала исследования в этой области. В 1976 г. она стала заведующей лабораторией психологии формирования личности, которой до этого времени руководила Л. И. Божович. С этого времени и в течение почти 20 лет И. В. Дубровина возглавляет этот научный коллектив. Она продолжала заведовать лабораторией и тогда, когда была заместителем директора Института — с 1978 по 1993 г.

И. В. Дубровина внесла большой вклад в разработку проблем генезиса возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выявила ряд фактов и закономерностей, имеющих фундаментальное значение для возрастной психологии. Под ее руководством и с ее непосредственным участием проведено глубокое и всестороннее исследование переходного периода от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставшего предметом специального систематизированного исследования. Его результаты нашли отражение в монографии «Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту)» (М. : Педагогика, 1987). В 80-е гг. под руководством И. В. Дубровиной на значительной выборке учащихся было проведено исследование возрастной динамики психического развития на протяжении подросткового - раннего юношеского возраста, охватывающее широкий круг аспектов развития познавательной мотивационно-потребностной сферы, самосознания и других сторон личности. Результаты этого исследования были отражены в выпущенной под редакцией И. В. Дубровиной коллективной монографии «Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет» (М. : Педагогика, 1988). Детальному анализу формирования личности старшего школьника посвящена монография «Формирование личности старшеклассника» (М. : Педагогика. 1989). Различные аспекты формирования личности, осмысление этого процесса в широком научном контексте рассматриваются в исследования» обобщенном в сборнике под редакцией И. В. Дубровиной «Формирование личности в онтогенезе» (М. : Педагогика, 1992).

С конца 70-х гг. под руководством И. В. Дубровиной проводилось также исследование специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований впервые в отечественной психологии были получены научные данные и выявлены причины особого типа психического развития и развития личности детей школьного возраста» воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. На материале этого исследования совместно с лабораторией дошкольного воспитания под редакцией И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной была издана коллективная монография: Психическое развитое воспитанников детского дома». М. : Педагогика. 1990.

В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю. К. Бабанского И. В. Дубровина начала работу по организации в стране школьной психологической службы. в уже в течение 15 лет она является признанным лидером в этой области, успешно сочетая как теоретико-экспериментальные, так в научно-практические разработки. Под ее руководством и при ее непосредственном участии созданы «Положение о психологической службе образования» и ряд других нормативных документов, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. У психологов, в том числе непосредственно работающих в школе, заслуженной популярностью пользуется изданная под редакцией И. В. Дубровиной серия книг и практических пособий по службе практической психологии образования, прежде всего «Рабочая книга школьного психолога», а также созданная ею оригинальная программа подготовки практических психологов образования. И. В. Дубровина была одним из инициаторов, организаторов и руководителей I съезда практических психологов образования России.

И. В. Дубровина является основоположником разработки нового направления возрастной психологии — детской практической психологии. Фундаментальные исследования И. В. Дубровиной, посвященные разработке теоретических основ и прикладных аспектов детской практической психологии и ее воплощения в практике народного образования — школьной психологической службе, отражены в авторской монографии «Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики (М. : Педагогика, 1991). И. В. Дубровина является инициатором создания и главным редактором журнала «Детский практический психолог».

Ирина Владимировна Дубровина обладает редким даром — глубокого, почти интуитивного ощущения «пульса времени»: вот почему все ее исследования и начинания оказываются на передовом рубеже наука и практики и так нужны людям.

Друзья, коллеги, многочисленные аспиранты и практические психологи образования, а также сотрудники редакции журнала «Вопросы психологии» от всей души поздравляют Ирину Владимировну с юбилеем и желают ей счастья и долгих лет плодотворной деятельности.



Далее...