ЗА РУБЕЖОМ
ПОДХОДЫ К ИЗМЕНЕНИЮ ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В
МЕДИЦИНСКИХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ В США
О. С. КОПИНА, А. МАКАЛИСТЕР
В профилактической медицине одной из важнейших
задач является изменение поведения, влияющего на
здоровье, и образа жизни больших групп людей.
Наука о поведении, как одно из основных
направлений психологии в США, используется при
планировании и проведении теоретически
обоснованных профилактических программ,
направленных на изменение у населения форм
поведения, связанного со здоровьем,
распространение здорового образа жизни, а также
при лечении заболеваний [3], [9], [14]. Вклад
психологии в улучшение здоровья населения и
совершенствование медицинской помощи получил
большое признание в США. В настоящее время ни
одна профилактическая программа в США не
обходится без участия большого числа психологов.
ПЯТЬ УРОВНЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ
Любое поведение человека может рассматриваться
на пяти различных уровнях [9], [10]. Иными словами, на
поведение могут влиять пять групп факторов:
1) внутриличностные факторы — индивидуальные
характеристики: знания, установки,
прецставления, личностные особенности;
2) межличностные факторы — межличностное общение
в малых группах (семья, друзья, сверстники),
обеспечивающие социальную поддержку и
обусловливающие социальные роли;
3) институциональные факторы — правила,
инструкции, политика формальных структур,
которые могут препятствовать или способствовать
рекомендуемым формам поведения;
4) популяционные факторы — формальные и
неформальные социальные связи и нормы
(стандарты), действующие среди отдельных лиц,
групп и организаций;
5) политические факторы — местные, региональные и
федеральные законы и политика, регулирующие или
поддерживающие мероприятия в целях
профилактики, раннего выявления, контроля и
лечения заболеваний.
Большинство профилактических программ имеют
дело с тремя уровнями воздействия на поведение:
внутриличностным, межличностным и
популяционным.
При разработке профилактических программ
применяются общепсихологические и
социально-психологические теории поведения.
Во всех когнитивно-поведенческих теоретических
моделях, объясняющих взаимодействие поведения,
связанного со здоровьем, с индивидуальными и
межличностными факторами, утверждается, что
поведение опосредуется когнитивными процессами,
то есть знания и мысли человека влияют на его
поступки. При этом знания хотя и необходимы, но не
достаточны для того, чтобы вызвать изменение
поведения. Важную роль играют также восприятие,
мотивация, навыки и социальное окружение
человека.
Далее...
|