Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 ЗА РУБЕЖОМ

ПОДХОДЫ К ИЗМЕНЕНИЮ ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ В США


О. С. КОПИНА, А. МАКАЛИСТЕР

В профилактической медицине одной из важнейших задач является изменение поведения, влияющего на здоровье, и образа жизни больших групп людей. Наука о поведении, как одно из основных направлений психологии в США, используется при планировании и проведении теоретически обоснованных профилактических программ, направленных на изменение у населения форм поведения, связанного со здоровьем, распространение здорового образа жизни, а также при лечении заболеваний [3], [9], [14]. Вклад психологии в улучшение здоровья населения и совершенствование медицинской помощи получил большое признание в США. В настоящее время ни одна профилактическая программа в США не обходится без участия большого числа психологов.

ПЯТЬ УРОВНЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ

Любое поведение человека может рассматриваться на пяти различных уровнях [9], [10]. Иными словами, на поведение могут влиять пять групп факторов:

1) внутриличностные факторы — индивидуальные характеристики: знания, установки, прецставления, личностные особенности;

2) межличностные факторы — межличностное общение в малых группах (семья, друзья, сверстники), обеспечивающие социальную поддержку и обусловливающие социальные роли;

3) институциональные факторы — правила, инструкции, политика формальных структур, которые могут препятствовать или способствовать рекомендуемым формам поведения;

4) популяционные факторы — формальные и неформальные социальные связи и нормы (стандарты), действующие среди отдельных лиц, групп и организаций;

5) политические факторы — местные, региональные и федеральные законы и политика, регулирующие или поддерживающие мероприятия в целях профилактики, раннего выявления, контроля и лечения заболеваний.

Большинство профилактических программ имеют дело с тремя уровнями воздействия на поведение: внутриличностным, межличностным и популяционным.

При разработке профилактических программ применяются общепсихологические и социально-психологические теории поведения.

Во всех когнитивно-поведенческих теоретических моделях, объясняющих взаимодействие поведения, связанного со здоровьем, с индивидуальными и межличностными факторами, утверждается, что поведение опосредуется когнитивными процессами, то есть знания и мысли человека влияют на его поступки. При этом знания хотя и необходимы, но не достаточны для того, чтобы вызвать изменение поведения. Важную роль играют также восприятие, мотивация, навыки и социальное окружение человека.



Далее...