ИДЕИ А. В. ЗАПОРОЖЦА О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА
Д. М. АРАНОБСКАЯ-ДУБОВИС, Е. В. ЗАИКА
Выдающийся отечественный психолог А. В.
Запорожец (1905—1981) внес существенный вклад в
разработку целого ряда проблем психологии:
генезиса психики, развития и структуры мышления,
движения, восприятия, эмоций и др. Его работы
оказали огромное влияние на общую, возрастную,
педагогическую и медицинскую психологию [2]—[8].
Однако сам А. В. Запорожец всегда придавал
первостепенное значение именно детской
психологии — проблемам развития психических
процессов и личности ребенка. Многие
психологические проблемы разрабатывались им не
изолированно, а в постоянном творческом диалоге
с многолетними коллегами А. Н. Леонтьевым, П. Я.
Гальпериным, Д. Б. Элько-ниным и другими, поэтому
некоторые их теоретические положения часто
перекликались, а иногда концепция одного из
авторов подхватывалась и развивалась другим, а
затем уточнялась и дополнялась первым. А. В.
Запорожец также широко опирался на материалы
экспериментальных исследований своих друзей и
сотрудников Т. О. Гиневской, Я. 3. Неверович и
других.
В настоящей статье мы остановимся на
представлениях А. В. Запорожца о развитии
личности в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет). Эти
представления в отличие от других аспектов его
творчества (структуры действия, развития
восприятия, движения) проанализированы гораздо
меньше, а его важные положения до сих пор, по
нашему мнению, недостаточно обобщены и
систематизированы. Поскольку конкретные вопросы
развития личности дошкольника непосредственно
вытекают из общих положений о закономерностях
психического развития и понимания личности, мы
начнем наш анализ именно с них.
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
Вслед за своим учителем Л. С. Выготским, А. В.
Запорожец признавал, что специфически
человеческие психические качества, такие как
мышление, воображение, воля, социальные и
нравственные чувства и т. п. , не могут возникнуть
ни из процесса биологического созревания, ни из
индивидуального опыта ребенка. Они возникают из
социального опыта, воплощенного в продуктах
материальной и духовной культуры, который
усваивается ребенком на протяжении всего
детства. А. В. Запорожец подчеркивал, что
социальная среда — это не просто необходимое
внешнее условие (наряду с воздухом, теплом), а
подлинный источник развития, поскольку именно в
ней «записана» программа того, какие психические
способности должны у ребенка возникнуть, и
заданы конкретные средства для «перевода» этих
способностей из фиксированной социальной формы
в процессуальную индивидуальную. В этом смысле
она является действенным носителем содержания
человеческой психики.
Основным условием приобщения ребенка к
социальному опыту выступает его деятельность.
Она не возникает стихийно, а целенаправленно
строится, задается другими людьми в процессе
общения ребенка с ними. Именно развитие общения
ребенка, создавая предпосылки для овладения
более сложными формами деятельности, открывает
перед ним все новые возможности усвоения
различного рода знаний и умений.
Признавая роль деятельности в психическом
развитии ребенка, А. В. Запорожец стремился
выяснить: каким образом деятельность
осуществляет свои развивающие функции. На основе
анализа большого числа экспериментальных фактов
он обнаружил, что центральную роль в психическом
развитии играют ее ориентировочные компоненты (в
отличие от исполнительских), поэтому важно не
просто формировать у ребенка деятельность в
целом, а специально строить ее ориентировочную
часть: что именно и с помощью каких конкретно
способов и средств ребенок выделяет в процессе
деятельности, как это отражается в его психике и
насколько влияет на исполнительские компоненты.
Такую «силу» ориентировочная часть деятельности
имеет потому, что она выполняет функцию
уподобления, моделирования тех материальных и
идеальных предметов и явлений, с которыми
ребенок действует, что приводит к созданию
адекватных представлений, понятий или
переживаний о них. Вне такой ориентировки для
ребенка невозможно «приобщиться» к этим
социально значимым явлениям и смыслам.
Что же касается биологических свойств организма
и их созревания, то они, не являясь движущей
причиной развития, составляют его необходимое
условие: не порождая каких-либо новых
психологических образований, они на каждой
возрастной ступени создают специфические
предпосылки для усвоения новых видов
деятельности, выделения новых объектов
ориентировки и приобретения нового опыта. Так,
например, пока не наступит интенсивное
созревание ассоциативных теменно-эатылочных и
лобных отделов мозга, ребенок не в состоянии
овладеть отвлеченным мышлением и волевой
регуляцией поведения, когда же оно происходит (в
дошкольном возрасте) — он усваивает эти
способности. В то же время усиленное
функционирование этих способностей в ситуациях
деятельности и общения оказывает положительное
влияние на созревание соответствующих участков
мозга, включая биохимические и морфологические
их особенности [7].
Далее...
|