САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНОГО
ПЕРЕЛОМА
А. П. КОРНИЛОВ
Опубликованную выше статью, написанную
известным немецким психологом, специалистом в
области практической психологии, работавшем но
территории бывшей ГДР, Ю- Мелем, редакция
попросила прокомментировать отечественного
психолога, занимающегося разработкой проблем
самосознания и целевой регуляции поведения,
длительное время работающего совместно с
социальными и судебными психиатрами.
Размышления А. П. Корнилова, вызванные чтением
текста Ю. Меля, оформились в виде статьи, которая
и предлагается вниманию читателей.
С доктором Ю. Мелем мне
выпал случай познакомиться более двадцати лет
назад, когда вместе с другими студентами
факультета психологии я проходил
ознакомительную практику в ГДР. Тогда он был
известным практикующим психологом, и книга
«Психодиагностика неврозов», одним из авторов и
редакторов которой он являлся [6], стала после
этой поездки существенным подспорьем в моей
специализации в области медицинской психологии.
Надо отметить, что тогда, в 1974 г. , аналогичного
научного издания специализированных
психологических диагностических методик в СССР
просто еще не было.
Я с особым вниманием
прочитал его статью, публикуемую выше. Идея
психологической помощи человеку на пути
социальной адаптации посредством создания
условий для лучшеи ориентировки в изменившихся
условиях социума и развития образа Я объединяет
сейчас усилия психологов разных специализаций.
Она несомненно может выступать в качестве
связующего ценностного ориентира для психологов
разных стран, по-разному представляющих место и
цели психотерапии. В данном случае важным
является также знакомство с позициями человека,
пережившего те условия социального перелома,
которые для большинства психологов бывшей ГДР
означали поиск нового места в жизни и в
профессии. Не претендуя на подробный анализ
заявленных в статье положений, я хочу
остановиться на тех из них, которые позволяют
более четко выявить специфику их звучания в
отечественных условиях, отличающихся не только
социальными, но и научными предпосылками
понимания ключевых компонентов саморегуляции и
отношения к возможной помощи человеку.
1. Социальная
детерминация изменения образа Я.
Анализ
психологических последствий относительной
внезапности социального перелома в рамках
другого государства и другой культуры позволяет
прояснить ряд вопросов, важных для постановки
проблемы общего и специфичного в личностной
саморегуляции поведения и социальных
детерминант построения образа Я. В России, как и в
Германии, люди однажды проснулись в собственной
квартире, но в другой стране, а точнее в
формирующихся рамках другого социума. Не будем
пока касаться другой проблемы, а точнее проблем
миллионов россиян, оказавшихся на. прежнем месте
жительства, но в других государствах (и в
качестве этнических меньшинств). Этнические,
культурологические, социальные, идеологические
и политические факторы у нас взаимодействуют
так, что не только требуют изменений в социальном
мышлении человека (этот термин мы используем в
понимании К. А. Абульхановой-Славской [1],
обобщившей сложившиеся оппозиции
субъект-объектных отношений Я и государства), но
и предполагают обострение проблем
самоидентификации, личностной категоризации
образа Я.
Статью Ю. Меля
характеризует четкость в постановке
профессиональных психологических задач
актуальных социальных установок общественного
сознания: автор стремится искать различия в
структурах психологических черт и регуляции
поведения восточных и западных немцев, чтобы не
только уточнить роль социальных факторов в
личностном становлении, но и обеспечить
психологическую помощь в адаптации к новым
условиям человеку, ощущающему пока чуждость
нормативов нового социума в отношении к
собственному поведению, к саморегуляции и образу
Я. Обнаруживаемые в современной российской
действительности критерии, связываемые
личностью с идентификацией собственного Я,
отнюдь нельзя отнести только к факторам
«социума». Взаимодействие факторов, связанных,
во-первых, с ростом национального самосознания и
обострением проблем самоидентификации личности
в условиях, когда идеи национального возрождения
являются явно политически ангажированными,
во-вторых, с возрождением идеи духовного
развития и повсеместным буквальным пониманием
выражения «дорога, ведущая к храму», — эти и
другие социально значимые идеи переплетены в
России с другим наполнением основной проблемы,
рассматриваемой немецким психологом. Это
детерминация психологических свойств человека с
точки зрения его условий жизни в тоталитарном
государстве.
Само слово «россиянин» можно
рассматривать как компромисс, вызванный к жизни
обострением проблем этнической и культурной
самоидентификации. Значение этого слова —
фиговый листок, прикрывающий очевидное
рассогласование внешних (накладываемых социумом
и группами людей) и внутренних (личностных,
связанных со смыслообразованием и сознательным
принятием определенных систем ценностей)
критериев, в соответствии с которыми человек
формирует образ Я и становится личностью как
субъектом самосознания (а не только субъектом
деятельности или общения). В проводимых
социально-психологических исследованиях
восточный немец предстает все-таки как немец в
единстве этническо-культурных критериев, а не
как «немецкоязычный» субъект, . которому говорят,
что Германия — не его поле самоидентификации.
Такого внешнего социального давления на
личность в «уточнении» критериев этнического
самосознания, какое имеет место сейчас в России,
послевоенная Германия не знает.
Далее...
|