ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ
ПСИХОТЕРАПИИ: ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА Я В СИТУАЦИИ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕРЕЛОМА
Ю. МЕЛЬ
Воссоединение
Германии повлекло за собой появление у жителей
новых федеральных земель (бывшей ГДР) особых
психологических проблем. Экстраординарные
жизненные нагрузки на «самочувствие»
восточногерманского населения с начала
драматических перемен, начавшихся шесть лет
назад, можно определить как «коллективные
ненормативные жизненные события», которые
вызывают кризис ориентации в жизни и предъявляют
к социальной компетентности людей прежде не
встречавшиеся требования [15]. Понятие социальной
компетентности — в отличие от понятий душевной
болезни и душевного здоровья — связано не только
с верой человека в себя и эффективностью его
функционирования, но и с требованиями проблемной
социальной ситуации, которую необходимо
разрешить [19]. У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют
социальную компетентность как владение
«когнитивными, эмоциональными и моторными
способами поведения, которые в определенных
социальных ситуациях ведут к долгосрочному
благоприятному соотношению положительных и
отрицательных следствий» [13; 3].
На каком современном
социальном фоне нам следует рассматривать тему
социальной компетентности, ее функций и ее
изменение методами психотерапии? В
социологических исследованиях для обозначения
переходной после воссоединения Германии
ситуации используется понятие трансформации [14].
Как и в других посткоммунистических странах, в
Восточной Германии сложность ситуации состоит в
том, что одновременно начался путь от диктатуры к
демократии, от социализма к капитализму, от
организованного общества — к обществу риска, что
взаимно усиливает трудности во всех
направлениях социальных перемен. Однако
исключительной для бывшей ГДР оказалась воля ее
граждан на основе договора о присоединении
полностью перенять систему институтов ФРГ.
Восточногерманские
социологи видят основную проблему периода
трансформации в нарушении душевного здоровья
населения, что связывается ими с кризисом
адаптации к слишком быстрой смене социальных
институтов. Важное наблюдение подчеркивает
«дилемму трансформации», которая состоит в том,
что вслед за разрушением ГДР построение нового
общества проводилось не изнутри, но извне и
«сверху». Трансформация осуществлялась как
«пересадка» готовых форм западногерманских
институтов, которые еще должны доказать свою
эффективность: рыночные механизмы должны быть
эффективны, но прежде они назначаются и
внедряются государством; принципы
государственного права должны быть
действенными, но прошлое ГДР не может быть просто
подчинено праву ФРГ. Эти процессы сопровождаются
очень противоречивым биографическим опытом
восточногерманского населения. Самопонимание
жителей Восточной Германии в большой степени
поколебалось не только в результате
одномоментного шока («В один прекрасный день,
когда мы встали, мебель стояла на своих местах. Но
квартира находилась уже в другой стране»), но
также в результате неожиданно заявленного после
воссоединения положения вещей, которое
непосредственно и лично ощущалось в виде
политических, экономических, социальных,
психологических и моральных изменений.
Стремительная ликвидация прежних
организованных структур, введение иной системы
управления и права, включая присущий ей
бюрократический язык, системы страхования,
тарифов и налогов, пенсий, здравоохранения,
образования, науки и воспитания, оказались для
населения бывшей ГДР причиной постоянных
сверхусилий по психологической адаптации
(своего рода «врастанию в федеральную
государственность»).
Трудности
трансформации объясняются и сотрясением
надежности «общества трудящихся», где всем
гражданам обеспечивались рабочие места. При всех
прочих названных условиях наиболее серьезной
проблемой оказалась массовая потеря рабочих
мест в связи с закрытием многих предприятий (при
прежней занятости многих людей на одном и том же
производстве в течение всей жизни) и, как
следствие, разразившийся «кризис существования
и потери смысла жизни», «кризис идентичности» [15].
В то же время благодаря разрушению старого
аппарата возникло новое пространство для
деятельности и образования с возможностями
индивидуальной самореализации в
плюралистическом обществе.
Чувствительные к этим
проблемам политики из новых федеральных земель
указывают на присущее Восточной Германии
противоречие — в смысле когнитивного
диссонанса, — которое состоит в том, что люди
переживают построение демократических структур
в то же время, когда они испытывают
неуверенность, страх оказаться в более низком
социальном ранге, потери рабочего места,
обесценивания их биографии и профессии. Можно
ожидать, что социально-психологические
последствия воссоединения будут ощущаться на
протяжении еще нескольких поколений. При
названных обстоятельствах мы можем предвидеть,
что проблемы и жалобы, связанные с социальной
некомпетентностью, такие как недостаточные вера
в себя и принятие своего Я, страх критики и
неудачи, недостаточные социальные навыки, будут
сопровождаться боязнью социальных контактов (си.
[4]).
Предметом особого
внимания социологов стало женское население
Восточной Германии, поскольку именно женщины
оказывались наиболее часто клиентами
психологической и психотерапевтической служб.
Социологический опрос, проведенный Институтом
анализа социологических данных в мае и октябре
1990 г. и в октябре 1991 г. (см. [16]), преследовал цель
объективировать изменения в социальных
структурах и соответствующие им изменения в
социальных ценностях и каждодневном поведении.
Анализ того, как женщины рефлексируют социальную
ситуацию, указывает, в частности, на изменения в
их социальной компетентности.
Далее...
|