Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ ПСИХОТЕРАПИИ: ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА Я В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕРЕЛОМА

Ю. МЕЛЬ

         Воссоединение Германии повлекло за собой появление у жителей новых федеральных земель (бывшей ГДР) особых психологических проблем. Экстраординарные жизненные нагрузки на «самочувствие» восточногерманского населения с начала драматических перемен, начавшихся шесть лет назад, можно определить как «коллективные ненормативные жизненные события», которые вызывают кризис ориентации в жизни и предъявляют к социальной компетентности людей прежде не встречавшиеся требования [15]. Понятие социальной компетентности — в отличие от понятий душевной болезни и душевного здоровья — связано не только с верой человека в себя и эффективностью его функционирования, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить [19]. У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют социальную компетентность как владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий» [13; 3].

         На каком современном социальном фоне нам следует рассматривать тему социальной компетентности, ее функций и ее изменение методами психотерапии? В социологических исследованиях для обозначения переходной после воссоединения Германии ситуации используется понятие трансформации [14]. Как и в других посткоммунистических странах, в Восточной Германии сложность ситуации состоит в том, что одновременно начался путь от диктатуры к демократии, от социализма к капитализму, от организованного общества — к обществу риска, что взаимно усиливает трудности во всех направлениях социальных перемен. Однако исключительной для бывшей ГДР оказалась воля ее граждан на основе договора о присоединении полностью перенять систему институтов ФРГ.

         Восточногерманские социологи видят основную проблему периода трансформации в нарушении душевного здоровья населения, что связывается ими с кризисом адаптации к слишком быстрой смене социальных институтов. Важное наблюдение подчеркивает «дилемму трансформации», которая состоит в том, что вслед за разрушением ГДР построение нового общества проводилось не изнутри, но извне и «сверху». Трансформация осуществлялась как «пересадка» готовых форм западногерманских институтов, которые еще должны доказать свою эффективность: рыночные механизмы должны быть эффективны, но прежде они назначаются и внедряются государством; принципы государственного права должны быть действенными, но прошлое ГДР не может быть просто подчинено праву ФРГ. Эти процессы сопровождаются очень противоречивым биографическим опытом восточногерманского населения. Самопонимание жителей Восточной Германии в большой степени поколебалось не только в результате одномоментного шока («В один прекрасный день, когда мы встали, мебель стояла на своих местах. Но квартира находилась уже в другой стране»), но также в результате неожиданно заявленного после воссоединения положения вещей, которое непосредственно и лично ощущалось в виде политических, экономических, социальных, психологических и моральных изменений. Стремительная ликвидация прежних организованных структур, введение иной системы управления и права, включая присущий ей бюрократический язык, системы страхования, тарифов и налогов, пенсий, здравоохранения, образования, науки и воспитания, оказались для населения бывшей ГДР причиной постоянных сверхусилий по психологической адаптации (своего рода «врастанию в федеральную государственность»).

         Трудности трансформации объясняются и сотрясением надежности «общества трудящихся», где всем гражданам обеспечивались рабочие места. При всех прочих названных условиях наиболее серьезной проблемой оказалась массовая потеря рабочих мест в связи с закрытием многих предприятий (при прежней занятости многих людей на одном и том же производстве в течение всей жизни) и, как следствие, разразившийся «кризис существования и потери смысла жизни», «кризис идентичности» [15]. В то же время благодаря разрушению старого аппарата возникло новое пространство для деятельности и образования с возможностями индивидуальной самореализации в плюралистическом обществе.

         Чувствительные к этим проблемам политики из новых федеральных земель указывают на присущее Восточной Германии противоречие — в смысле когнитивного диссонанса, — которое состоит в том, что люди переживают построение демократических структур в то же время, когда они испытывают неуверенность, страх оказаться в более низком социальном ранге, потери рабочего места, обесценивания их биографии и профессии. Можно ожидать, что социально-психологические последствия воссоединения будут ощущаться на протяжении еще нескольких поколений. При названных обстоятельствах мы можем предвидеть, что проблемы и жалобы, связанные с социальной некомпетентностью, такие как недостаточные вера в себя и принятие своего Я, страх критики и неудачи, недостаточные социальные навыки, будут сопровождаться боязнью социальных контактов (си. [4]).

         Предметом особого внимания социологов стало женское население Восточной Германии, поскольку именно женщины оказывались наиболее часто клиентами психологической и психотерапевтической служб. Социологический опрос, проведенный Институтом анализа социологических данных в мае и октябре 1990 г. и в октябре 1991 г. (см. [16]), преследовал цель объективировать изменения в социальных структурах и соответствующие им изменения в социальных ценностях и каждодневном поведении. Анализ того, как женщины рефлексируют социальную ситуацию, указывает, в частности, на изменения в их социальной компетентности.



Далее...