Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ДВУХМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОДЕЛЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

М. Б. МОЛОКАНОВ

РОЛЕВАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

         В настоящее время деятельность практического психолога еще недостаточно конкретизирована как профессия; зачастую она рассматривается с двух диаметрально противоположных точек зрения: как панацея от всех проблем в отношениях между людьми или, наоборот, как нечто формальное и не совсем понятное с практической точки зрения [14]. Сферы деятельности психотерапевта, практического психолога, специалиста по психологии воздействия, психотехника, ведущих групп личностного роста, учебно-тренировочных групп, социально-психологических тренингов, тренингов компетентности в общении и многих других профессионалов тесно примыкают друг к другу и имеют пересечение по многим параметрам, включая цели. ценности и методы воздействия на людей (см. обзор литературы по этому вопросу в [12] и др. ).

         Ключевым же для всех этих профессий является коммуникативное взаимодействие, общение с клиентами, обследуемыми, своим административным начальством и многими другими лицами, так или иначе входящими в поле деятельности профессионала. Именно через определение модели коммуникативного взаимодействия, в которой работает психолог, и возможно, на наш взгляд, разрешить проблему очерчивания его обязанностей и целей деятельности. А тогда становится возможным говорить и о его профессиональной успешности, а также предъявлять к нему какие бы то ни было требования [3; 45—46]. Кроме того, заметим, что если у психолога отсутствует ролевая определенность, это чревато падением эффективности его профессиональной деятельности, вплоть до развития у него синдрома эмоционального сгорания [2], [20].

БАЗИСНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕНИЯ

         В настоящей работе мы рассматриваем факторы, базисные для оценки эффективности общения в целом и профессиональной успешности специалиста, работающего с людьми, в частности. Мы предполагаем, что такими факторами (как будет показано ниже, выступающими к тому же в качестве основания для классификации основных моделей коммуникативного взаимодействия) являются «интерес к другому» и «доминантность» [12], [13].

         В процессе любого общения естественным образом вычленяются Две его главные компоненты: предмет (основа, на которой оно происходит) и цель общения (заданное направление, в котором оно развивается).

         Фактор интереса к другому определяет предмет общения. При выраженном интересе к другому общение строится на основе (или с учетом) «внутренней картины» состояния клиента (партнера), его собственной Я-коицепции, его субъективного восприятия себя и своего состояния; при слабо выраженном интересе к другому — на материале, «внешнем» для клиента: на общих законах коммуникативного взаимодействия (включая групповое), на нормах, принципах, техниках, на объективных симптомах, а не на переживаниях клиента по их поводу.

         Фактор доминантности влияет на меру ответственности (она прямо пропорциональна степени выраженности фактора), которая ложится на специалиста, за выбор целей взаимодействия и способов их достижения.

         Подчеркнем, что здесь мы пытаемся раскрыть влияние этих факторов в весьма широком контексте. Во-первых, базисные факторы служат для классификации различных профессиональных групп. Такая классификация строится на основе анализа требований, предъявляемых профессиями к личностным характеристикам специалиста, задаваемым по выделенным факторам. Во-вторых, для профессионально однородной выборки испытуемых они являются базисными не только при определении качеств, способствующих успешности в деятельности, но и при описании некоторых других личностных характеристик испытуемых.

         Например, фактор доминантности может найти свое выражение в реально проявленной и оцененной экспертами или клиентами доминантности специалиста; влияет он также и на направленность специалиста на занятие доминирующей позиции, которая, оставаясь в потенции, объективно может так и не реализоваться, проявляясь лишь в склонностях к тому или иному виду взаимодействия с людьми.

      Таким образом, базисные факторы оказывают сложное и неоднозначное влияние на различные уровни и структуры в системе личности. Согласованность и характер взаимодействия этих влияний должен изучаться, исходя из задач и целей проводимого исследования1.



Далее...