ДВУХМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОДЕЛЕЙ
КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
М. Б. МОЛОКАНОВ
РОЛЕВАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
В настоящее время
деятельность практического психолога еще
недостаточно конкретизирована как профессия;
зачастую она рассматривается с двух
диаметрально противоположных точек зрения: как
панацея от всех проблем в отношениях между
людьми или, наоборот, как нечто формальное и не
совсем понятное с практической точки зрения [14].
Сферы деятельности психотерапевта,
практического психолога, специалиста по
психологии воздействия, психотехника, ведущих
групп личностного роста, учебно-тренировочных
групп, социально-психологических тренингов,
тренингов компетентности в общении и многих
других профессионалов тесно примыкают друг к
другу и имеют пересечение по многим параметрам,
включая цели. ценности и методы воздействия на
людей (см. обзор литературы по этому вопросу в [12]
и др. ).
Ключевым же для всех
этих профессий является коммуникативное
взаимодействие, общение с клиентами,
обследуемыми, своим административным
начальством и многими другими лицами, так или
иначе входящими в поле деятельности
профессионала. Именно через определение модели
коммуникативного взаимодействия, в которой
работает психолог, и возможно, на наш взгляд,
разрешить проблему очерчивания его обязанностей
и целей деятельности. А тогда становится
возможным говорить и о его профессиональной
успешности, а также предъявлять к нему какие бы
то ни было требования [3; 45—46]. Кроме того, заметим,
что если у психолога отсутствует ролевая
определенность, это чревато падением
эффективности его профессиональной
деятельности, вплоть до развития у него синдрома
эмоционального сгорания [2], [20].
БАЗИСНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЩЕНИЯ
В настоящей работе мы
рассматриваем факторы, базисные для оценки
эффективности общения в целом и
профессиональной успешности специалиста,
работающего с людьми, в частности. Мы
предполагаем, что такими факторами (как будет
показано ниже, выступающими к тому же в качестве
основания для классификации основных моделей
коммуникативного взаимодействия) являются
«интерес к другому» и «доминантность» [12], [13].
В процессе любого
общения естественным образом вычленяются Две
его главные компоненты: предмет (основа, на
которой оно происходит) и цель общения (заданное
направление, в котором оно развивается).
Фактор интереса к
другому определяет предмет общения. При
выраженном интересе к другому общение строится
на основе (или с учетом) «внутренней картины»
состояния клиента (партнера), его собственной
Я-коицепции, его субъективного восприятия себя и
своего состояния; при слабо выраженном интересе
к другому — на материале, «внешнем» для клиента:
на общих законах коммуникативного
взаимодействия (включая групповое), на нормах,
принципах, техниках, на объективных симптомах, а
не на переживаниях клиента по их поводу.
Фактор доминантности
влияет на меру ответственности (она прямо
пропорциональна степени выраженности фактора),
которая ложится на специалиста, за выбор целей
взаимодействия и способов их достижения.
Подчеркнем, что здесь
мы пытаемся раскрыть влияние этих факторов в
весьма широком контексте. Во-первых, базисные
факторы служат для классификации различных
профессиональных групп. Такая классификация
строится на основе анализа требований,
предъявляемых профессиями к личностным
характеристикам специалиста, задаваемым по
выделенным факторам. Во-вторых, для
профессионально однородной выборки испытуемых
они являются базисными не только при определении
качеств, способствующих успешности в
деятельности, но и при описании некоторых других
личностных характеристик испытуемых.
Например, фактор
доминантности может найти свое выражение в
реально проявленной и оцененной экспертами или
клиентами доминантности специалиста; влияет он
также и на направленность специалиста на занятие
доминирующей позиции, которая, оставаясь в
потенции, объективно может так и не
реализоваться, проявляясь лишь в склонностях к
тому или иному виду взаимодействия с людьми.
Таким образом, базисные факторы
оказывают сложное и неоднозначное влияние на
различные уровни и структуры в системе личности.
Согласованность и характер взаимодействия этих
влияний должен изучаться, исходя из задач и целей
проводимого исследования1.
Далее...
|