Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

ОЦЕНОЧНЫЙ АСПЕКТ КОНФЛИКТНОЙ РЕЧИ


Т. Н. УШАКОБА,  В. В. ЛАТЫНОВ

         Тема конфликта заняла в наши дни видное место в психологической науке [1]—[5]. Это связано, во-первых, с тем, что психология откликается на острые вопросы современности, реагируя на социальную ситуацию, наполненную столкновением противоречивых интересов групп людей и отдельных индивидов. Здесь наука как бы проявляет свою альтруистическую тенденцию, стремится быть полезной действительности, предлагая способы ее анализа, рекомендации к действиям. Есть и другая сторона в психологическом исследовании конфликта (эгоистическая): она основана на возможности использовать уникальный момент жизни (даже если он негативный), относиться к нему как удобному естественному эксперименту и извлекать из него фундаментальные знания (пример этому дает проведенное во время второй мировой войны исследование черепно-мозговых ранении в их влиянии на психологию человека).

         Обе названные стороны присутствуют в настоящем исследовании конфликтных форм общения. Реализуя первую из указанных тенденций (альтруистическую), мы избрали объектом исследования публичные политические дискуссии с целью оказать помощь людям речевых профессий, сокращая путь накопления опыта, помогая понять неочевидные особенности речи в публичных выступлениях. Реализация другой тенденции связана с фундаментальными задачами исследования, направленного на то, чтобы через речь видеть самого человека, состояние его психики, скрытые интенции. Ситуация конфликта с этой точки зрения представляет своего рода модель, отражение акцентуированных, а потому и упрощенных форм речевого поведения. Исследование таких относительно простых форм позволяет на первых шагах легче нащупать почву под ногами, найти подходы к сложному психологическому объекту.

МЕТОДИКА

         Исследование проведено на материале конфликтных политических дискуссий, происходивших в нашей стране в последние годы (1992— 1994); в сравнении с ними рассматривались материалы дискуссий, проходивших во 2-й Государственной Думе в 1907 г. Производились аудио- и видеозаписи выступлений, речей, интервью политических лидеров, переданные по Центральному телевидению и радио. Использовались также газетные публикации. Материалы дискуссий 1907 г. изучались по стенографическому отчету.

         Современный материал привлек нас в силу его актуальности, бесспорной экологической валидности, а также в силу его доступности, поскольку ситуация дискуссий широко освещалась средствами массовой информации.

         Обращение к дискуссиям во 2-й Государственной Думе 1907 г. обусловлено прежде всего тем, что они дают историческую ретроспективу, возможность сравнения с современностью и, соответственно, выявление специфики последней.

         При анализе текстов конфликтных дискуссий были выявлены различные типы интенций говорящего. При этом обнаружилось, что одна из наиболее явных интенций состоит в оценивании событий, людей, их поступков. Это связано с тем, что в обществе с развитой системой социальных норм речевая активность конфликтующей стороны в большой мере состоит в трансляции своей точки зрения, внедрении в сознание слушателей собственных представлений о конфликте. Это вызвано стремлением оказать психологическое воздействие как на оппонента, так и на третью сторону, позиция которой оказывается порой достаточно существенной и проявляется, например, посредством голосования. В связи с этим повышается значимость того, как представляется конфликт, как оцениваются действия и особенности сторон, на кого возлагается ответственность за его инициацию, и т. п. Если общество признает справедливой систему оценок одной из сторон, это открывает перед ней дополнительные возможности влияния на оппонента, позволяет в определенной степени выйти из-под контроля социальных норм и легитимизировать жесткие тактики воздействия (вплоть до физического насилия). Тогда негативные оценки дают ся с цепью изменить к худшему отношение к оппоненту со стороны аудитории, дискредитировать его, и наоборот: положительные оценки себя и своих соратников — для улучшения отношения к себе и к ним (само-апологизация).

         С целью объективного представления оценочной функции была использована шкала, представляющая ось, в центре которой отмечается количество содержащихся в тексте утверждений с нейтральной, нулевой оценкой (0), в правой части — с положительными (+) или подчеркнуто положительными оценками (++), в левой части — соответственно негативными (-) и подчеркнуто негативными оценками (- -).

В анализируемых текстах выделялись три типа объектов, подвергающихся обсуждению: 1) сам говорящий и его сторонники, их поступки, личностные черты; 2) его оппоненты, их поведение, поступки, личностные черты; 3) объекты и факты, не находящиеся в связи с двумя вышеуказанными. Исследуемый текст анализировался группой экспертов последовательно, фраза за фразой на предмет квалификации, какой из трех вышеназванных объектов подвергается обсуждению и с какой интенцией: оценить положительно, отрицательно (и в какой степени) или нейтрально.



Далее...