ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ
ОЦЕНОЧНЫЙ АСПЕКТ КОНФЛИКТНОЙ РЕЧИ
Т. Н. УШАКОБА, В. В. ЛАТЫНОВ
Тема конфликта заняла
в наши дни видное место в психологической науке
[1]—[5]. Это связано, во-первых, с тем, что
психология откликается на острые вопросы
современности, реагируя на социальную ситуацию,
наполненную столкновением противоречивых
интересов групп людей и отдельных индивидов.
Здесь наука как бы проявляет свою
альтруистическую тенденцию, стремится быть
полезной действительности, предлагая способы ее
анализа, рекомендации к действиям. Есть и другая
сторона в психологическом исследовании
конфликта (эгоистическая): она основана на
возможности использовать уникальный момент
жизни (даже если он негативный), относиться к нему
как удобному естественному эксперименту и
извлекать из него фундаментальные знания (пример
этому дает проведенное во время второй мировой
войны исследование черепно-мозговых ранении в их
влиянии на психологию человека).
Обе названные стороны
присутствуют в настоящем исследовании
конфликтных форм общения. Реализуя первую из
указанных тенденций (альтруистическую), мы
избрали объектом исследования публичные
политические дискуссии с целью оказать помощь
людям речевых профессий, сокращая путь
накопления опыта, помогая понять неочевидные
особенности речи в публичных выступлениях.
Реализация другой тенденции связана с
фундаментальными задачами исследования,
направленного на то, чтобы через речь видеть
самого человека, состояние его психики, скрытые
интенции. Ситуация конфликта с этой точки зрения
представляет своего рода модель, отражение
акцентуированных, а потому и упрощенных форм
речевого поведения. Исследование таких
относительно простых форм позволяет на первых
шагах легче нащупать почву под ногами, найти
подходы к сложному психологическому объекту.
МЕТОДИКА
Исследование
проведено на материале конфликтных политических
дискуссий, происходивших в нашей стране в
последние годы (1992— 1994); в сравнении с ними
рассматривались материалы дискуссий,
проходивших во 2-й Государственной Думе в 1907 г.
Производились аудио- и видеозаписи выступлений,
речей, интервью политических лидеров, переданные
по Центральному телевидению и радио.
Использовались также газетные публикации.
Материалы дискуссий 1907 г. изучались по
стенографическому отчету.
Современный материал
привлек нас в силу его актуальности, бесспорной
экологической валидности, а также в силу его
доступности, поскольку ситуация дискуссий
широко освещалась средствами массовой
информации.
Обращение к
дискуссиям во 2-й Государственной Думе 1907 г.
обусловлено прежде всего тем, что они дают
историческую ретроспективу, возможность
сравнения с современностью и, соответственно,
выявление специфики последней.
При анализе текстов
конфликтных дискуссий были выявлены различные
типы интенций говорящего. При этом обнаружилось,
что одна из наиболее явных интенций состоит в
оценивании событий, людей, их поступков. Это
связано с тем, что в обществе с развитой системой
социальных норм речевая активность
конфликтующей стороны в большой мере состоит в
трансляции своей точки зрения, внедрении в
сознание слушателей собственных представлений о
конфликте. Это вызвано стремлением оказать
психологическое воздействие как на оппонента,
так и на третью сторону, позиция которой
оказывается порой достаточно существенной и
проявляется, например, посредством голосования.
В связи с этим повышается значимость того, как
представляется конфликт, как оцениваются
действия и особенности сторон, на кого
возлагается ответственность за его инициацию, и
т. п. Если общество признает справедливой систему
оценок одной из сторон, это открывает перед ней
дополнительные возможности влияния на
оппонента, позволяет в определенной степени
выйти из-под контроля социальных норм и
легитимизировать жесткие тактики воздействия
(вплоть до физического насилия). Тогда негативные
оценки дают ся с цепью изменить к худшему
отношение к оппоненту со стороны аудитории,
дискредитировать его, и наоборот: положительные
оценки себя и своих соратников — для улучшения
отношения к себе и к ним (само-апологизация).
С целью объективного
представления оценочной функции была
использована шкала, представляющая ось, в центре
которой отмечается количество содержащихся в
тексте утверждений с нейтральной, нулевой
оценкой (0), в правой части — с положительными (+)
или подчеркнуто положительными оценками (++), в
левой части — соответственно негативными (-) и
подчеркнуто негативными оценками (- -).
В анализируемых текстах выделялись три типа
объектов, подвергающихся обсуждению: 1) сам
говорящий и его сторонники, их поступки,
личностные черты; 2) его оппоненты, их поведение,
поступки, личностные черты; 3) объекты и факты, не
находящиеся в связи с двумя вышеуказанными.
Исследуемый текст анализировался группой
экспертов последовательно, фраза за фразой на
предмет квалификации, какой из трех
вышеназванных объектов подвергается обсуждению
и с какой интенцией: оценить положительно,
отрицательно (и в какой степени) или нейтрально.
Далее...
|