Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ


Ю. М. ДЕСЯТНИКОВА

ВВЕДЕНИЕ

         Настоящая работа посвящена изучению личностных особенностей, определяющих реакцию старшеклассников на изменение их социального окружения и условий жизни1. Исследование проводилось на старшеклассниках, переживающих так называемый эмиграционный стресс. Вместе с тем, обнаруженные в нем закономерности носят достаточно общий характер и приложимы также к реакциям на стрессы иного происхождения.

         Несмотря на то, что, по общему мнению, старшин школьный возраст особо важен для становления личности, самоопределения и выбора своего жизненного пути, исследован он явно недостаточно. Однако можно выделить по меньшей мере две возрастные особенности старшеклассников, признаваемые разными исследователями и имеющие существенное значение с точки зрения интересующей нас проблемы. Одна из них — это повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов (в частности, в отличие от предшествующего — подросткового — периода, для которого характерны более активные, но менее эмоционально насыщенные отношения со сверстниками) [4]. Другая особенность старшего школьного возраста —это интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу [6], [8].

         Эти особенности приводят к обострению стрессогенного воздействия смены социальных условий. С одной стороны, при столкновении с новыми этническими и социо-культурными группами сверстников многие сформировавшиеся ранее способы установления эмоциональных контактов оказываются неадекватными. С другой — новые социальные нормы и ценности общества затрудняют процесс социализации. Поэтому неудивительно, что в эмиграции у многих старшеклассников развиваются неблагоприятные психологические состояния, приводящие к серьезной социальной дезадаптации [1].

         В современной психологии широкое распространение получили представления М. Селигмана о том, что важнейшим фактором, определяющим психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма (или, напротив, пессимизма). Согласно М. Селигману, этот уровень отражается в оценке субъектом своих успехов и неудач [7]. Выделяются три параметра, характеризующих эту оценку: 1) представление о постоянстве или временности успехов и неудач, 2) представление об их ситуативности или всеобщности, 3) приписывание их себе или окружению. При пессимистической установке неудачи рассматриваются как типичное явление, не ограниченное ни данным конкретным моментом (постоянство), ни данной конкретной ситуацией (всеобщность) и определяемое неотъемлемыми качествами самого субъекта. Успехи же связываются с воздействием сиюминутных факторов (временность), действующих только в данной конкретной ситуации (ситуативность) и определяемых не качествами субъекта, а внешними обстоятельствами. Оптимистический подход, обеспечивающий психологическую устойчивость, характеризуется прямо противоположными представлениями.

         Анализируя взгляды М. Селигмана в свете собственных и литературных клинических данных и экспериментов на животных, B. C. Ротенберг и В. В. Аршавский развили теорию поисковой активности [5]. Согласно этой концепции, существенна не сама по себе оптимистическая или пессимистическая установка, а связанный с этой установкой уровень поисковой активности субъекта. Под поисковой активностью понимается деятельность, направленная на изменение ситуации или ее субъективного осмысления, при отсутствии уверенности в результатах своих действий, но при постоянном учете этих результатов на каждой стадии деятельности (альтернативными вариантами являются пассивный отказ от поиска, стереотипная активность и хаотическая активность панического типа). Уровень поисковой активности приобретает решающее значение в «тупиковых» ситуациях, когда действие по заранее заданному алгоритму становится невозможным или неэффективным. Понятие поисковой активности близко к введенному А. В. Запорожцем понятию ориентировочно-исследовательской деятельности [3], но, в отличие от последнего, соотносится прежде всего с установками личности, а не с когнитивными процессами.

         Представляется чрезвычайно перспективным использование концепции поисковой активности при изучении психологической устойчивости старшеклассника к изменению социальных условий, хотя до сих пор эта концепция использовалась преимущественно в совершенно иной сфере — в сфере изучения и профилактики психосоматических заболеваний.

      Задачи нашего исследования состояли в выявлении того. какое влияние оказывают на психическую устойчивость старшеклассников два типа личностных характеристик: а) оптимистическая или пессимистическая оценка своих успехов и неудач, б) выраженность установки на поисковую активность. B. C. Ротенберг и В. В. Аршавский указывают, что между этими характеристиками имеется тесная взаимосвязь: оптимистическая позиция способствует установке на поисковую активность, тогда как пессимистическая снижает ее. Однако мы предположили, что связь психологической устойчивости старшеклассников с уровнем поисковой активности будет более непосредственной, чем с уровнем оптимизма.



Далее...