ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ
СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Н. А. АМИНОВ
Возможности совершенствования подготовки
педагогических кадров связываются с разработкой
объективных критериев стандартизации труда
учителя, т. е. оценки совокупности
профессиональных качеств, определяющих его
сущность [9], [10], [15]. «Введение стандарта на труд
учителя позволит решить ряд вопросов, связанных
с совершенствованием образовательной системы в
стране, окажет действенную помощь в
осуществлении аттестации, тарификации,
составлении квалификационных характеристик,
определении уровня квалификации в соответствии
со способностями учителя и уровнем его
образования в условиях введения новых способов
оплаты» [9; 39—40].
Под стандартом в данном случае понимается
нормативный документ, устанавливающий комплекс
норм, правил, требований к труду учителя.
Основными требованиями, которыми должен
отвечать документ, выступают следующие:
объективность (независимость от воли
проверяющего);значимость каждого критерия в
оценке труда; научность (достаточное и четкое
научное обоснование критериев, вводимых в
стандарт в качестве основных); практическая
направленность (связь с практикой работы школы);
доступность (возможность использования
критериев в практической деятельности); связь с
другими стандартами, принятыми в области
образования; полнота (отражение всех сторон
деятельности учителя); связь критериев стандарта
труда учителя с целями обучения: диагностичность
(возможность по предлагаемым критериям
поставить однозначный диагноз в том или ином
уровне квалификации труда учителя).
В дифференциальном плане разработка объективных
критериев стандартизации труда является частным
случаем решения задачи прогноза успешности
работающего учителя на основе прогностических
признаков (особенностей личностной организации
кандидата или уровня выраженности у него
педагогических способностей) [3], [17]. При
обнаружении линейной связи между уровнем
выраженности педагогических способностей и
уровнем педагогического мастерства (стандартов
«исполнения») отнесение кандидата к одной из
квалификационных категорий не представляет
большой сложности при наличии критериев
качества статистических решений [17], [29].
Столь сложная работа по определению целевых и
прогностических признаков педагогических
способностей и связи между ними предполагает
привлечение новых технологий по сбору и оценке
информации, т. е. обязательное использование ЭВМ
в системе экспертных психодиагностических
служб.
Первые варианты автоматизированных
психодиагностических систем (ПДС) в сфере
образования были разработаны уже в начале б0-х гг.
[4], [7], [13], [14]. Однако массового распространения
они не получили из-за высокой стоимости и
сложности эксплуатации.
Перелом в отношении практического использования
ЭВМ в психодиагностике произошел в начале 80-х гг.
Это может быть объяснено по крайней мере
четырьмя обстоятельствами: во-первых, появлением
микроЭВМ (до этого психодиагностические
комплексы разрабатывались для больших ЭВМ, т. е.
их могли использовать лишь организации, имеющие
вычислительные центры); во-вторых, появлением
«дружелюбных» операционных систем с развитыми
языковыми средствами; в-третьих, расширением
функций ЭВМ, позволяющих автоматизировать не
только рутинные процедуры по сбору и обработке
данных, но и более творческие процессы анализа и
интерпретации результатов обследования;
в-четвертых, к началу 80-х гг. уже накопился опыт
использования ПДС в различных практических
областях образования. Это привело к тому, что у
психологов и педагогов стала формироваться
потребность в ПДС как в довольно удобных
инструментах при массовом обследовании
школьников, учителей и др.
В связи с этим разработке ПДС для определения
выраженности педагогических способностей
учителя на микро-ЭВМ стала актуальной задачей.
Далее...
|