Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ


Автору «Эроса невозможного» грех жаловаться на своих издателей. За два года книга выдержала два издания и удостоилась десятка рецензий; и то и другое для нашего времени почти невероятно. Тем не менее ошибки издателей требуют обнародования. Они, как известно, бывают поправимые и непоправимые; последние же классифицируются на простительные и непростительные.

Я не в силах снабдить каждого из 20 000 владельцев моей книги, выпущенной издательством «Медуза» (Санкт-Петербург), отсутствующим в ней оглавлением и вынужден полагаться лишь на искусство читателей. Некоторые из них решили, что это постмодернистский прием автора; другие, наоборот, снабжали мою книгу оглавлением с помощью догутенберговских способов. Во всяком случае, я предпочитаю это издание, в котором важная часть книги отсутствует (ошибка непоправимая, но простительная), другому изданию, в котором, наоборот, присутствует часть, к которой я не имею отношения.

Издательство «Гнозис-Прогресс-Комплекс» после трех (!) лет работы над рукописью, после расторжения автором договора и не представив ему макет книги, выпустило в свет свои 10 000 экземпляров. Каждый из них содержит, наряду со множеством опечаток, одну фальшивку. Надо сказать, что в постмодернистком чтении текста опечаткам придается особое значение. Их интерпретируемость рассматривается как проявление настоящего бессознательного (потому что автор наверняка не знал о них) и еще как доказательство коллективной природы текста. Книга – сон, который снится не одному только автору, но всей команде редакторов, худредов и корректоров. Вероятно, так оно и есть, потому что фальшивой в моей книге оказалась фотография главной ее героини. Вместо нее на читателя смотрит анонимная красавица викторианской эпохи, под изображением которой написано: Сабина Шпильрейн. Вероятно, именно в этом эротическом образе коллективное бессознательное издательства с тройным названием воплотило рассказанную мной историю Сабины Николаевны.

Итак, в книге: Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. М.: Гнозис-Прогресс-Комплекс, 1994, фотография якобы С.Н. Шпильрейн не является подлинной и не имеет никакого отношения ни к Шпильрейн, ни к истории психоанализа в России.

А. Эткинд

Санкт-Петербург



Далее...