ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
Автору «Эроса невозможного» грех жаловаться на
своих издателей. За два года книга выдержала два
издания и удостоилась десятка рецензий; и то и
другое для нашего времени почти невероятно. Тем
не менее ошибки издателей требуют обнародования.
Они, как известно, бывают поправимые и
непоправимые; последние же классифицируются на
простительные и непростительные.
Я не в силах снабдить каждого из 20 000 владельцев
моей книги, выпущенной издательством «Медуза»
(Санкт-Петербург), отсутствующим в ней
оглавлением и вынужден полагаться лишь на
искусство читателей. Некоторые из них решили, что
это постмодернистский прием автора; другие,
наоборот, снабжали мою книгу оглавлением с
помощью догутенберговских способов. Во всяком
случае, я предпочитаю это издание, в котором
важная часть книги отсутствует (ошибка
непоправимая, но простительная), другому изданию,
в котором, наоборот, присутствует часть, к
которой я не имею отношения.
Издательство «Гнозис-Прогресс-Комплекс» после
трех (!) лет работы над рукописью, после
расторжения автором договора и не представив ему
макет книги, выпустило в свет свои 10 000
экземпляров. Каждый из них содержит, наряду со
множеством опечаток, одну фальшивку. Надо
сказать, что в постмодернистком чтении текста
опечаткам придается особое значение. Их
интерпретируемость рассматривается как
проявление настоящего бессознательного (потому
что автор наверняка не знал о них) и еще как
доказательство коллективной природы текста.
Книга – сон, который снится не одному только
автору, но всей команде редакторов, худредов и
корректоров. Вероятно, так оно и есть, потому что
фальшивой в моей книге оказалась фотография
главной ее героини. Вместо нее на читателя
смотрит анонимная красавица викторианской
эпохи, под изображением которой написано: Сабина
Шпильрейн. Вероятно, именно в этом эротическом
образе коллективное бессознательное
издательства с тройным названием воплотило
рассказанную мной историю Сабины Николаевны.
Итак, в книге: Эткинд А. Эрос невозможного.
История психоанализа в России. М.:
Гнозис-Прогресс-Комплекс, 1994, фотография якобы
С.Н. Шпильрейн не является подлинной и не имеет
никакого отношения ни к Шпильрейн, ни к истории
психоанализа в России.
А. Эткинд
Санкт-Петербург
Далее...
|