Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

К. ПОППЕР И ПСИХОЛОГИЯ

О.К. ТИХОМИРОВ

Все более очевидна необходимость расширения методологической базы отечественной психологии [7]. Задача настоящей статьи – привлечь внимание к значимым для психологии положениям и идеям, которые содержатся в работах К. Поппера [4 – 6], являющегося «одним из наиболее популярных современных западных философов» [4; 5], и касаются проблем мышления, общения, социальной обусловленности психики, развития, деятельности, детерминизма и индетерминизма, отношения к психоанализу, марксизму, психологизму и антипсихологизму.

1.  Критическое и догматическое мышление

Мышление – один из центральных объектов исследований К.Поппера. Он разделяет критическое и догматическое мышление (и поведение). В психологии есть как сторонники, так и противники такого различия.

Догматическое мышление склонно к поискам регулярности и наложению законов на природу, ожидает регулярности повсюду и пытается искать законы даже там, где их нет. Ожидания не оставляются даже в том случае, когда они оказываются неадекватными. Догматизм до некоторой степени необходим при исследовании ситуаций и приближении к построению хороших теорий. Догматическая установка связана с тенденцией верифицировать наши законы и схемы с попытками применять и подтверждать их.

В основе критического мышления лежит критическая установка, для которой характерна готовность изменять, проверять, опровергать, фальсифицировать. Критическая установка принимает некоторую «схему ожидания» (миф, предположения, гипотезы), однако готова модифицировать, исправлять, отбрасывать эти ожидания. Задержка в развитии критической установки порождает «естественный догматизм», который проявляется в сопротивлении требованиям модификации схем. Сопротивление можно объяснить ранее испытанными обидами или нервными потрясениями, вызвавшими страх и стремление обрести уверенность в себе и оправдаться.

Критичность – важнейшая характеристика научного мышления. Критицизм связывается с указанием на некоторые противоречия или несоответствия. Научный прогресс состоит в устранении противоречий, как только они обнаруживаются. Допущение противоречий К. Поппер называет одной из главных догм гегельянства. Критичность становится возможной потому, что наши убеждения в значительной мере, но все же не полностью обусловлены нашим воспитанием. Мы можем критиковать себя и учиться, исходя из вырабатываемого нами понимания окружающих вещей и нашего собственного опыта. Мы можем изучать мысли, можем их критиковать, совершенствовать и, более того, можем изменять и улучшать окружающую нас физическую среду соответственно тому, как меняются и совершенствуются наши мысли. Особое значение придается уникальному жизненному опыту.

Некоторые люди (невротики и больные) интерпретируют мир в соответствии со своим личным множеством шаблонов, которые нелегко устранить и которые часто возникают в раннем детстве. Каждый новый опыт интерпретируется на основе шаблонов и схем, верифицируя их и увеличивая их жесткость.

Психологам, увлеченным «личностным подходом», следует обратить внимание на призыв К. Поппера не смешивать доказательства и личность доказывающего.

Критичность мышления лежит в основе рационализма. К. Поппер разграничивает «подлинный рационализм» и «псевдорационализм». Подлинный рационализм – это рационализм Сократа, он предполагает осознание ограниченности возможностей отдельного человека, интеллектуальную скромность тех, кому дано знать, как часто они ошибаются и как сильно зависит это их знание от других людей, он предполагает и осознание того, что не следует слишком полагаться на свой разум.

Образцом псевдорационализма является «интеллектуальный» интуитивизм Платона, характеризующийся нескромной уверенностью в наличии у определенных людей высших интеллектуальных способностей, претензией на просвещенность, обладание достоверным и безусловным знанием, представлением о том, что мнение (даже истинное) дано любому человеку, ум же (или интеллектуальная интуиция) «есть достояние богов и лишь малой горстки людей'».



Далее...