ОНТОГЕНЕЗЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ
ОНТОГЕНЕЗЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
М.В. СОБОЛЕВА
Среди различных форм поведения высших животных
большое биологическое значение имеют реакции,
обычно называемые «подражательными» или
«имитационными». Наибольшее внимание
исследователей привлек этот феномен у приматов
([3], [6], [10], [13] и др.). Особенно отчетливо выступает
биологическое значение подражания в развитии
поведения у молодых животных, т.е. при
онтогенетическом формировании характерных
видовых особенностей реагирования
ненаследственного характера. Подражание имеет в
своей основе двойственную природу: его можно
рассматривать и как общее свойство
развивающейся психики, имеющее в своей основе
инстинктивный, врожденный характер ([7], [9] и др.), и
как специализированный навык ([3], [9], [13], [25] и др.).
Однако, на наш взгляд, в настоящее время уже нет
необходимости в жестком разделении между
врожденным и приобретенным, так как все
поведенческие акты любого организма
представляют собой сплав как
наследственно-детерминированных форм поведения,
так и результат индивидуального обучения на
протяжении всей жизни
В работах Л.С. Выготского ([4] и др.) и Л.А. Орбели ([8]
и др.) подражание рассматривается как один из
важнейших факторов развития высших форм
поведения человека: подчеркивается связь
способности к подражанию с возможностями
субъекта и пониманием ситуации. Наличие
способности к имитации у ребенка обеспечивает не
только усвоение им специфики культурного
социума, но и в целом повышает адаптационные
возможности организма в условиях все
возрастающего притока информации.
Можно предположить, что на начальных этапах
развития новорожденного имитация служит для
двигательного и коммуникативного биологически
адаптивного реагирования [1]. В пользу такой точки
зрения свидетельствуют многочисленные факты.
Так, наиболее ранним зафиксированным
проявлением подражательной деятельности
новорожденного была имитация мимики взрослого
[21], [22], [23], а целым рядом исследователей [16], [17] а
экспериментах на людях разного возраста и
национальности было показано, что лицо как канал
невербальной коммуникации служит одним из
ведущих средств общения, оно способно передавать
эмоциональный и содержательный контекст речевых
сообщений и служит регулятором самой процедуры
общения. В работе П. Экмана и Г. Остера [18]
отмечено, что все мускулы лица, необходимые для
выражения различных эмоций, формируются в период
15 – 18 недель внутриутробного развития, а
изменения выражения лица имеют место начиная с
20-й недели эмбрионального развития [21]. Можно
предположить, что выражение эмоций на лице
представляет собой ту систему коммуникации,
которая способна функционировать с момента
рождения. Считается, что младенец обладает
врожденной способностью осуществлять целый ряд
универсальных лицевых экспрессий [22], [23] и может
не только адекватно реагировать определенными
эмоциями на соответствующее раздражение, но и
имитировать их [22], [25]. Предполагается, что у
ребенка существуют врожденные программы
имитации [25], [26], [27] и в течение первого года жизни
имитация имеет место как компонент генетически
запрограммированной программы биосоциальных
взаимодействий.
Однако врожденная способность младенцев к
имитации с возрастом все более сменяется
отсроченной имитацией, с преобладанием
произвольных компонентов. Необходимо признать,
что полноценный переход к произвольному
подражанию связан с развитием когнитивных
способностей ребенка, и прежде всего со
способностью удержания и концентрации внимания
на образе, включении его в сформированную
программу поведения. Становление осознанно
произвольного компонента подражания связано с
развитием собственной автономности и
самосознания. Периодизация этого процесса
сильно варьирует [2], [7], [14].
Безусловно, что раннее проявление имитационных
способностей ребенка складывается во
взаимоотношении его с матерью. Признание
двусторонней природы имитации позволяет
рассматривать ее как многоступенчатый процесс с
участием партнеров по общению [26]. Включение
матери в имитационный диалог служит для ребенка
гарантией продолжительности общения, во время
которого происходит несколько циклов
обоюдоподкрепляемого взаимодействия: ребенок
имитирует мать, имитирующую ребенка [19].
Предполагается, что на каждом этапе развития
ребенка имитационное поведение матери отражает
самый продвинутый характер имитационных
способностей ребенка и с привнесением матерью
более «высоких» компонентов общения
способствует более быстрому освоению ребенком
форм общения и структур социального поведения
[23].
Разнообразие форм имитации и сама
направленность имитационного поведения ребенка
изменяется в зависимости от развития с возрастом
когнитивных, моторных и коммуникативных
способностей ребенка [2], [11], [12], [21].
Целью нашего исследования было разработать
метод изучения имитационного поведения у детей в
возрасте до 1,5 лет.
Существует несколько методов изучения
подражательного поведения у детей: это метод
наблюдения [27] и метод вызванного подражания [27],
[28]. При изучении подражания методом наблюдения в
задачу экспериментатора входит изучение
подражания ребенком при общении с родителями
(или одним из них, например с матерью). В период
наблюдения экспериментатор сохраняет
нейтральное отношение к детям, не вступает с ними
во взаимодействие, а только фиксирует в
протоколе спонтанные подражательные реакции во
время игры или при общении с родителями. Метод
«вызванного подражания» используется для того,
чтобы выяснить способность ребенка имитировать
то или иное действие и для выявления общей
способности к подражанию. Эти методы обычно
применяются к старшим детям (в возрасте от 3 до 6
лет).
Далее...
|