Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ОНТОГЕНЕЗЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ
ОНТОГЕНЕЗЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ


М.В. СОБОЛЕВА

Среди различных форм поведения высших животных большое биологическое значение имеют реакции, обычно называемые «подражательными» или «имитационными». Наибольшее внимание исследователей привлек этот феномен у приматов ([3], [6], [10], [13] и др.). Особенно отчетливо выступает биологическое значение подражания в развитии поведения у молодых животных, т.е. при онтогенетическом формировании характерных видовых особенностей реагирования ненаследственного характера. Подражание имеет в своей основе двойственную природу: его можно рассматривать и как общее свойство развивающейся психики, имеющее в своей основе инстинктивный, врожденный характер ([7], [9] и др.), и как специализированный навык ([3], [9], [13], [25] и др.). Однако, на наш взгляд, в настоящее время уже нет необходимости в жестком разделении между врожденным и приобретенным, так как все поведенческие акты любого организма представляют собой сплав как наследственно-детерминированных форм поведения, так и результат индивидуального обучения на протяжении всей жизни

В работах Л.С. Выготского ([4] и др.) и Л.А. Орбели ([8] и др.) подражание рассматривается как один из важнейших факторов развития высших форм поведения человека: подчеркивается связь способности к подражанию с возможностями субъекта и пониманием ситуации. Наличие способности к имитации у ребенка обеспечивает не только усвоение им специфики культурного социума, но и в целом повышает адаптационные возможности организма в условиях все возрастающего притока информации.

Можно предположить, что на начальных этапах развития новорожденного имитация служит для двигательного и коммуникативного биологически адаптивного реагирования [1]. В пользу такой точки зрения свидетельствуют многочисленные факты. Так, наиболее ранним зафиксированным проявлением подражательной деятельности новорожденного была имитация мимики взрослого [21], [22], [23], а целым рядом исследователей [16], [17] а экспериментах на людях разного возраста и национальности было показано, что лицо как канал невербальной коммуникации служит одним из ведущих средств общения, оно способно передавать эмоциональный и содержательный контекст речевых сообщений и служит регулятором самой процедуры общения. В работе П. Экмана и Г. Остера [18] отмечено, что все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15 – 18 недель внутриутробного развития, а изменения выражения лица имеют место начиная с 20-й недели эмбрионального развития [21]. Можно предположить, что выражение эмоций на лице представляет собой ту систему коммуникации, которая способна функционировать с момента рождения. Считается, что младенец обладает врожденной способностью осуществлять целый ряд универсальных лицевых экспрессий [22], [23] и может не только адекватно реагировать определенными эмоциями на соответствующее раздражение, но и имитировать их [22], [25]. Предполагается, что у ребенка существуют врожденные программы имитации [25], [26], [27] и в течение первого года жизни имитация имеет место как компонент генетически запрограммированной программы биосоциальных взаимодействий.

Однако врожденная способность младенцев к имитации с возрастом все более сменяется отсроченной имитацией, с преобладанием произвольных компонентов. Необходимо признать, что полноценный переход к произвольному подражанию связан с развитием когнитивных способностей ребенка, и прежде всего со способностью удержания и концентрации внимания на образе, включении его в сформированную программу поведения. Становление осознанно произвольного компонента подражания связано с развитием собственной автономности и самосознания. Периодизация этого процесса сильно варьирует [2], [7], [14].

Безусловно, что раннее проявление имитационных способностей ребенка складывается во взаимоотношении его с матерью. Признание двусторонней природы имитации позволяет рассматривать ее как многоступенчатый процесс с участием партнеров по общению [26]. Включение матери в имитационный диалог служит для ребенка гарантией продолжительности общения, во время которого происходит несколько циклов обоюдоподкрепляемого взаимодействия: ребенок имитирует мать, имитирующую ребенка [19]. Предполагается, что на каждом этапе развития ребенка имитационное поведение матери отражает самый продвинутый характер имитационных способностей ребенка и с привнесением матерью более «высоких» компонентов общения способствует более быстрому освоению ребенком форм общения и структур социального поведения [23].

Разнообразие форм имитации и сама направленность имитационного поведения ребенка изменяется в зависимости от развития с возрастом когнитивных, моторных и коммуникативных способностей ребенка [2], [11], [12], [21].

Целью нашего исследования было разработать метод изучения имитационного поведения у детей в возрасте до 1,5 лет.

Существует несколько методов изучения подражательного поведения у детей: это метод наблюдения [27] и метод вызванного подражания [27], [28]. При изучении подражания методом наблюдения в задачу экспериментатора входит изучение подражания ребенком при общении с родителями (или одним из них, например с матерью). В период наблюдения экспериментатор сохраняет нейтральное отношение к детям, не вступает с ними во взаимодействие, а только фиксирует в протоколе спонтанные подражательные реакции во время игры или при общении с родителями. Метод «вызванного подражания» используется для того, чтобы выяснить способность ребенка имитировать то или иное действие и для выявления общей способности к подражанию. Эти методы обычно применяются к старшим детям (в возрасте от 3 до 6 лет).



Далее...