Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

СОВРЕМЕННОЕ УЧЕНИЕ О ЗАДАЧАХ И МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИИ

(РЕЧЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ НА ПЕРВОМ ПУБЛИЧНОМ ЗАСЕДАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 14 МАРТА 1885 г.)

М.М. ТРОИЦКИЙ

В последние два столетия, когда науки физические и математические сделали такие огромные успехи, многие ученые задавали вопрос: почему не случилось того же с психологией? В ответ на это обыкновенно указывалась особенность предмета психологии, т.е. духа. Писатели, защищавшие приложение к исследованию духа тех самых методов, которым столько обязаны своими успехами науки физические, соглашались в то же время, что эти методы должны быть приноровлены к природе духа, или его отличиям от тела и материи, и что это приноровление представляет несомненные трудности.

Мы признаем верность этого замечания относительно главной причины, замедляющей успехи психологии; но мы думаем, что этим не исключается неблагоприятное им действие и некоторых других обстоятельств. Одно из них, на которое, как нам кажется, не обращалось до сих пор достаточного внимания, заключается в обычной форме психологического труда. Фихте-младший заметил в свое время относительно немецких философов, что «большая часть из них одиноко, подобно кротам, копают в собственных норах и опасаются недоброй встречи, прикасаясь к подземным ходам других». Слова эти могли бы быть повторены относительно современных психологов. Отсутствие соединенных усилий, характеризующее до сих пор психологические работы, не может не препятствовать успехам психологии. К этому заключению мы приходим, рассматривая те великие услуги, какие учеными обществами оказаны естествознанию; и в этом убеждаемся, обращая внимание на то разнообразие, – можно сказать, разнородность специальных знаний, какие необходимы для успешной разработки психологии. Для этого требуются услуги описательной зоологии, антропологии, физиологии и анатомии человеческого тела, этнографии, политической истории, лингвистики, истории литературы и искусств, психиатрии и многих других наук. Соединение в одном лице специальных знаний по стольким наукам в настоящее время решительно немыслимо. Единственным выходом из затруднения, создаваемого таким положением дела, представлялось учреждение психологического общества из представителей всех нужных для его разработки специальностей. Вот настоящая причина появления нашего Психологического общества между другими обществами Москвы и России, и вот почему учредителями его оказываются представители специальностей, принадлежащих всем факультетам. Привлечением в свой состав новых членов Общество надеется развить намеченную организацию своих ученых работ.

Так как разделение психологических работ между членами нашего Общества предрешено самым составом его, то главный предмет, на который мы должны обратить наше внимание, заключается в определении взаимной связи этих работ, их точек соприкосновения в общем деле и тех взаимных услуг, какие они могут оказывать друг другу в преследовании различными путями той же цели. Взаимное отношение всех видов разработки предмета психологии объясняется всего легче указанием на задачи и методы этой науки. Поэтому я прошу позволения, Мм. Гг., остановить ваше внимание на современном учении о задачах и методах психологии.

Понятие о духе как предмете психологии получается через отвлечение, с одной стороны, от предмета наук физических, т.е. материи или тела, с которым он находится в связи, – с другой, от предмета наук социальных или политических, т.е. от фактов общественности. Дух – не общество и не тело: дух есть вся сумма психических фактов, отличающих индивидуальное существование живых произведений природы.

Психическими фактами называются факты сознания, или факты чувства, ума и воли, которые достигают своего единства в фактах личности.

Древние весьма тонко отделяли психологию от наук социальных, называя ее учением о способностях духа, или о душевных, психических способностях. Но способности могут быть изучаемы только по их обнаружениям или явлениям. Психические способности относятся к психическим явлениям как возможность к действительности. Поэтому изучение первых совпадает с изучением последних.

Далее, психические способности не представляют безусловного постоянства: им свойственен, между прочим, тот важный вид изменений, который называют возрастанием, образованием, развитием, – одним словом, историей. Поэтому с вопросом о психических способностях связывается вопрос об их развитии или генезисе, – иначе сказать, вопрос о естественной истории души.

Наконец, образование психических способностей находится в тесной связи с их обнаружением, – иначе с течением психических явлений, – и оба процесса не чужды известного постоянства. А это ведет к вопросу об управляющих ими законах.

Таким образом, вопросы о духе, или о фактах сознания, могут быть сведены, в конце, к трем вопросам: во-первых, о количестве и свойствах психических способностей в соотношении с их обнаружением, или явлениями; во-вторых, об образовании тех же способностей; и в-третьих, о законах их обнаружения и образования, – иначе сказать, о законах течения и развития психических явлений. Таковы основные задачи изучения духа.

Между всеми методами разработки психологии наибольший контраст представляют два: во-первых, метафизический, или гипнотический; и во-вторых, положительный, или научный.



Далее...