ВРЕМЯ РЕАКЦИЙ И ИНТЕЛЛЕКТ ПОЧЕМУ ОНИ СВЯЗАНЫ
(О ДИСКРИМИНАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ МОЗГА)
И.И.ЧУПРИКОВА
Имеется много данных о связи времени реакций
(ВР) человека с показателями тестов интеллекта.
Большая сводка этих данных приведена в статье
Г.Ю. Айзенка [1] и отчасти в нашей работе [22]. В той
же работе был кратко изложен иной, чем у Г.Ю.
Айзенка, подход к пониманию причин связи ВР и
интеллекта. Опубликованная в русском переводе
обобщающая статья Г.Ю. Айзенка с достаточно
развернутым изложением понимания природы
«биологического» интеллекта, под понятие
которого подпадает ВР, и его связи с
«психометрическим» и «социальным» интеллектом,
несомненно, привлечет внимание и, вероятно,
вызовет немалые дискуссии. Это определяется
фундаментальностью поднятых в ней на основе
новых фактов «вечных» вопросов о соотношении
природного и приобретенного в психике человека.
В порядке дискуссии мы хотим более развернуто
сопоставить отличие нашего подхода к проблеме (и
привести фактические аргументы в его пользу) от
подхода Г.Ю. Айзенка.
ЧТО ТАКОЕ «ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ» ИНТЕЛЛЕКТ
Психометрический интеллект по определению,
которое дает Г.Ю. Айзенк, — это интеллект,
измеренный обычными тестами интеллекта. Г.Ю.
Айзенк не соглашается с пренебрежительным
отношением к принятому им известному
определению И.Дж. Боринга, что интеллект есть то,
что измеряется тестами интеллекта. Он не
считает это определение ни тавтологическим, ни
тривиальным. Дело в том, что тесты интеллекта не
составляются как бог на душу положит, они
основываются на реализации такой природной
закономерности, как «принцип позитивного
многообразия». Это значит, что тесты
подбираются так, чтобы между показателями
выполнения разных заданий имелись хорошие
положительные корреляции. Современные методы
изощренного математического анализа позволяют
достаточно хорошо выявить скрывающиеся за
показателями разных тестов четкие структуры,
примеры которых приведены в статье и которые
можно рассматривать как внутреннюю
валидизацию тестов. Помимо внутренней
существует валидизация внешняя – успешность
применения тестов Щ в предсказании
образовательных и академических успехов во
многих областях, которые принято
отождествлять с высокими интеллектуальными
возможностями, – юриспруденции, медицине, науке
и т.д. Таким образом, получается, что за
тестами интеллекта явно скрывается какая-то
фундаментальная сущность, природы которой мы,
однако, пока не понимаем. Г.Ю. Айзенк не видит в
этом большой беды, поскольку и в гораздо
более развитых науках природа многих
фундаментальных явлений, как, например,
гравитации, до сих пор остается неизвестной. Но
отсутствие ясности в понимании природы
интеллекта часто вызывает негативное отношение
к тестологии и рассматривается как ее большой
коренной порок. Так, например, Н. Макинтош [28]
пишет, что область IQ – это весьма
впечатляющая структура, но в самом сердце ее,
где должна быть психологическая теория о природе
интеллекта, имеется лишь большая пустота,
которая заполняется либо не имеющими смысла
утверждениями вроде того, что интеллект – это
общая врожденная способность, либо
рассуждениями донаучного здравого смысла в
одеждах наукообразного жаргона.
В фундаменте психометрического интеллекта
лежит, как считает Г.Ю. Айзенк, интеллект
биологический, связанный со структурами и
функциями коры головного мозга, без которых
невозможно никакое осмысленное поведение и
индивидуальные различия которых должны отвечать
за индивидуальные различия интеллекта.
Большая часть статьи Г.Ю. Айзенка посвящена
обоснованию положения, что один из наиболее
важных аспектов биологического интеллекта –
это скорость, с какой мозг обрабатывает
поступающую информацию и которая находит
выражение в скорости выполнения простых
элементарных умственных действий. Связь этой
скорости с психометрическим интеллектом
подтверждается многими фактами положительных
корреляций времени разного рода несложных
реакций с IQ. Факты показывают также, что чем
сложнее (до определенного предела)
выполняемые задания, время которых измеряется,
тем больше они коррелируют с IQ. Отсюда Г.Ю.
Айзенк делает вывод, что поскольку сложные
интеллектуальные акты включают большое число
элементарных, а требования к их скорости
аддитивны или мультипликативны, то IQ в большой
мере есть дело простой скорости, с какой
мозг осуществляет отдельные элементарные
операции по обработке информации. Таким
образом, скорость обработки – это то общее звено,
которое связывает интеллект биологический и
психометрический, хотя последний, помимо
биологического интеллекта, обусловлен также
влиянием культуры, воспитания в семье,
образования и социометрического статуса. Что
касается биологического интеллекта, куда
относится, в частности, ВР, то, по мнению
Г.Ю. Айзенка, он гораздо более независим от
влияния культурных факторов, чем IQ.
Наш подход к пониманию связи показателей IQ и ВР
основывается на ином, чем у Г.Ю. Айзенка,
понимании смысла скорости реакций и самой
природы психометрического интеллекта.
С нашей точки зрения, интеллект – это в
большой мере способность извлекать из потоков
текущей информации значимые инварианты, в том
числе инварианты высокой степени тонкости и
абстрактности, способность избирательно
оперировать только существенными для
каждой данной задачи инвариантами,
соответствующими определенным отдельным
деталям, признакам, свойствам и отношениям вещей
и явлений, четко отделяя их от
сопутствующих несущественных деталей,
свойств, признаков и отношений,
способность формировать хорошо
расчлененные, внутренне дифференцированные
и иерархически упорядоченные
репрезентативно-когнитивные структуры, на
которых идет обработка всей текущей информации.
Сформулированное представление о природе
интеллекта явилось следствием проведенного нами
анализа закономерностей онтогенетического
развития познавательной сферы человека [20], [21]. В
этом отношении в нашем подходе реализовано
положение С.Л. Рубинштейна о том, что вопрос об
умственных способностях должен решаться в
неразрывной связи с вопросом об их развитии
[8].
Далее...
|