Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВЕЩЕНИЯ
СОБЫТИЙ В ЧЕЧНЕ ПРОГРАММАМИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ


(ПО МАТЕРИАЛАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПЕРЕДАЧ В ЯНВАРЕ 1995 г.)

Т.Л.Алавидзе, Е.В.Антонюк, А.А.Вильданова

С конца 1994 г. общественное сознание находится под сильнейшим воздействием событий в Чечне. Так, по результатам всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ, ввод российских войск в Чечню оказался, по мнению опрошенных, наиболее значительным событием года.

Говоря об этих событиях, нужно иметь в виду, что на самом деле существует по крайней мере три реальности чеченского кризиса: первая – то, что происходит в Чечне в действительности, вторая – то, как эта действительность представлена в СМИ, третья – тот образ событий, который складывается у рядового человека, «потребляющего» информацию. Очевидно, что для понимания механизмов формирования образа чеченского кризиса в общественном сознании необходимо представлять, какого рода информацию об этих событиях получает население. Как неоднократно показывали социологические исследования, наиболее широкую аудиторию собирают информационные передачи Центрального телевидения.    

Информационные телевизионные передачи в конце 1994 – начале 1995 г. изобиловали сюжетами, касающимися чеченских событий. Однако в силу разнородности, разноплановости и противоречивости этих сюжетов не всегда была очевидна общая картина событий, складывающаяся на телеэкране из предлагаемой «мозаики» сообщений, и поэтому без специального анализа телеэфира было невозможно понять, каков общий смысл адресуемого зрителю послания.

С целью выявления образа чеченского кризиса, создающегося в информационных телевизионных программах, был проведен контент-анализ программ «ИТА-Новости» (21.00) и «Воскресенье» (1 канал), «Вести» Российского телевидения (20.00), «Сегодня» (22.00) и «Итоги» НТВ, выходивших в эфир с 5 по 18 января. Кроме того, основные выявившиеся в результате контент-анализа тенденции освещения войны в Чечне были отслежены в информационных передачах с 19 по 31 января.





ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Информационные программы были записаны на видеомагнитофон. В ходе просмотра видеозаписей составлялась подробная запись содержания сюжетов – текста, произносимого с телеэкрана, и субъектов, произносящих текст; при фиксации содержания сюжетов учитывался также видеоряд.

Определение качественных единиц контент-анализа

В нашем исследовании категории презентации в эфире чеченского кризиса и связанных с ним политических событий определялись эмпирическим путем, с целью максимально широкого охвата тематики сообщений, касающихся Чечни.

В процессе анализа записей каждого сюжета выделялись темы, идеи, конструкты, использовавшиеся при характеристике чеченских событий. В результате их поэтапной классификации и обобщения была составлена схема, состоящая из двух тематических блоков, шести категорий и 19 подкатегорий (см. схему).

Индикаторами первой категории («Чеченская сторона») были сообщения об участниках конфликта со стороны Чечни. Эти сообщения содержали в себе прямую либо косвенную (описательную) оценку чеченской стороны конфликта (в дальнейшем условно называемой «чеченцы»). К подкатегории «чеченцы хорошие» относились сообщения, содержащие позитивные характеристики чеченской стороны, информацию об их гуманных действиях, оценки воюющих чеченцев как представителей народа, а не бандитов. К подкатегории «чеченцы плохие» были отнесены сообщения, содержащие негативную оценку чеченской стороны. К подкатегории «чеченцы сильные» были отнесены упоминания дееспособности, профессионализма чеченцев, их успешных действий; к подкатегории «чеченцы слабые» относились сообщения противоположного характера. Сообщения о российской армии и российских властях оценивались аналогичным образом. Индикаторами категории «ужасы войны» были сюжеты, в которых описывались страдания людей из-за военных действий, смерти и ранения, мучения беженцев, тяжелые условия жизни солдат на войне. Индикаторами категории «Реакция общественности» были сообщения об оценках, суждениях, предложениях по поводу чеченских событий, высказываемых различными политическими и общественными движениями, организациями, деятелями. К категории «Спорные вопросы» были отнесены сюжеты, характеризующие различные своего рода дискуссии «около и по поводу» войны, темы, активно обсуждаемые в информационных программах.



Далее...