ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВЕЩЕНИЯ
СОБЫТИЙ В ЧЕЧНЕ ПРОГРАММАМИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
(ПО МАТЕРИАЛАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПЕРЕДАЧ В ЯНВАРЕ
1995 г.)
Т.Л.Алавидзе, Е.В.Антонюк, А.А.Вильданова
С конца 1994 г. общественное сознание находится под
сильнейшим воздействием событий в Чечне. Так, по
результатам всероссийского опроса, проведенного
ВЦИОМ, ввод российских войск в Чечню оказался, по
мнению опрошенных, наиболее значительным
событием года.
Говоря об этих событиях, нужно иметь в виду, что
на самом деле существует по крайней мере три
реальности чеченского кризиса: первая – то, что
происходит в Чечне в действительности, вторая –
то, как эта действительность представлена в СМИ,
третья – тот образ событий, который складывается
у рядового человека, «потребляющего» информацию.
Очевидно, что для понимания механизмов
формирования образа чеченского кризиса в
общественном сознании необходимо представлять,
какого рода информацию об этих событиях получает
население. Как неоднократно показывали
социологические исследования, наиболее широкую
аудиторию собирают информационные передачи
Центрального телевидения.
Информационные телевизионные передачи в конце
1994 – начале 1995 г. изобиловали сюжетами,
касающимися чеченских событий. Однако в силу
разнородности, разноплановости и
противоречивости этих сюжетов не всегда была
очевидна общая картина событий, складывающаяся
на телеэкране из предлагаемой «мозаики»
сообщений, и поэтому без специального анализа
телеэфира было невозможно понять, каков общий
смысл адресуемого зрителю послания.
С целью выявления образа чеченского кризиса,
создающегося в информационных телевизионных
программах, был проведен контент-анализ программ
«ИТА-Новости» (21.00) и «Воскресенье» (1 канал),
«Вести» Российского телевидения (20.00), «Сегодня»
(22.00) и «Итоги» НТВ, выходивших в эфир с 5 по 18
января. Кроме того, основные выявившиеся в
результате контент-анализа тенденции освещения
войны в Чечне были отслежены в информационных
передачах с 19 по 31 января.
ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Информационные программы были записаны на
видеомагнитофон. В ходе просмотра видеозаписей
составлялась подробная запись содержания
сюжетов – текста, произносимого с телеэкрана, и
субъектов, произносящих текст; при фиксации
содержания сюжетов учитывался также видеоряд.
Определение качественных единиц контент-анализа
В нашем исследовании категории презентации в
эфире чеченского кризиса и связанных с ним
политических событий определялись эмпирическим
путем, с целью максимально широкого охвата
тематики сообщений, касающихся Чечни.
В процессе анализа записей каждого сюжета
выделялись темы, идеи, конструкты,
использовавшиеся при характеристике чеченских
событий. В результате их поэтапной классификации
и обобщения была составлена схема, состоящая из
двух тематических блоков, шести категорий и 19
подкатегорий (см. схему).
Индикаторами первой категории («Чеченская
сторона») были сообщения об участниках конфликта
со стороны Чечни. Эти сообщения содержали в себе
прямую либо косвенную (описательную) оценку
чеченской стороны конфликта (в дальнейшем
условно называемой «чеченцы»). К подкатегории
«чеченцы хорошие» относились сообщения,
содержащие позитивные характеристики чеченской
стороны, информацию об их гуманных действиях,
оценки воюющих чеченцев как представителей
народа, а не бандитов. К подкатегории «чеченцы
плохие» были отнесены сообщения, содержащие
негативную оценку чеченской стороны. К
подкатегории «чеченцы сильные» были отнесены
упоминания дееспособности, профессионализма
чеченцев, их успешных действий; к подкатегории
«чеченцы слабые» относились сообщения
противоположного характера. Сообщения о
российской армии и российских властях
оценивались аналогичным образом. Индикаторами
категории «ужасы войны» были сюжеты, в которых
описывались страдания людей из-за военных
действий, смерти и ранения, мучения беженцев,
тяжелые условия жизни солдат на войне.
Индикаторами категории «Реакция
общественности» были сообщения об оценках,
суждениях, предложениях по поводу чеченских
событий, высказываемых различными политическими
и общественными движениями, организациями,
деятелями. К категории «Спорные вопросы» были
отнесены сюжеты, характеризующие различные
своего рода дискуссии «около и по поводу» войны,
темы, активно обсуждаемые в информационных
программах.
Далее...
|