ПРОБЛЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ВУЗЕ
А.В. ЮПИТОВ
Практика психологического консультирования
имеет дело с двумя видами проблем, возникающих у
клиента: первые можно обозначить как текущие
проблемы, т.е. порожденные отражением в сознании
субъекта текущей ситуации его развития,
затруднения в самоопределении, развитии,
существовании, нарушающие систему отношений,
самоотношения, самооценку, деятельность,
поведение, влекущие изменение личностных
особенностей и психического состояния; вторые –
проблемы глубинные, или истинные, т.е. такие
особенности личности и сознания, которые
вызывают неадекватное отражение
действительности и/или определяют неспособность
субъекта изменять объективную ситуацию и себя,
адаптироваться, достигать цели.
Консультирование в рамках психологической
службы вуза далеко не всегда имеет дело с
глубинными проблемами клиента как предметами
психологического воздействия, но должно
происходить при максимально полном их выявлении
и учете, поскольку проблемы личности во многом
определяют личность.
Психологическая служба «сопровождает» учебный
процесс и поэтому сталкивается прежде всего с
проблемами клиентов, непосредственно связанными
с текущей ситуацией их личностного развития и
деятельности.
Анализ содержания и качества текущих проблем, с
которыми студенты обращаются в психологическую
службу, позволяет не только корректировать
направление других видов психологического
сопровождения учебного процесса, но и изучать
некоторые феномены личностного развития
студентов.
За период с сентября 1992 г. по сентябрь 1994 г. в
психологическую службу Кемеровского
университета обратилось 280 студентов всех
курсов, преимущественно 1 и 11.
Мы попытались классифицировать все запросы,
жалобы, поводы обращения и весьма условно
разбили их на несколько основных классов
(формулировки предъявляемых проблем даны так,
как они давались клиентами).
1. Межличностные отношения, количество и процент
обратившихся за помощью:
а) со сверстниками – 22 (7,9%); в т.ч. с
противоположным полом – 8 (2,9%), остальное – 14 (5,0%)
(формулировки: отсутствуют отношения с
окружением; нет друга (парня); отсутствие
настоящего друга; конфликты с соседями по
комнате в общежитии; комплекс неполноценности во
взаимоотношениях со сверстниками; неуверенность
в общении; испортились взаимоотношения с
друзьями; конфликты с окружающими; разрыв
отношений с другом; конфликт с любимым человеком
и т.д.); б) с родителями и другими близкими – 18 (6,4%)
(формулировки: беспокоят отношения между
родителями; проблема с родителями; общение с
родителями; сложные взаимоотношения с мужем;
конфликты в семье; неудовлетворенность семейным
положением; стрессовое состояние после развода и
т.д.);
в) с преподавателями – 3 (1,1%)
(формулировки: конфликт с преподавателями;
непонимание со стороны преподавателя и т.д.).
2. Учебный процесс и количество обратившихся за
помощью:
а) экзамены – 4 (1,4%)
(формулировки: как сдать экзамены в конце
семестра; страх перед экзаменом и пр.);
б) трудности в учении – б (2,1%) (формулировки:
плохая организация
личного времени; как рассчитать силы;
затруднения в учебе и пр.);
в) содержание предмета – 4 (1,4%) (формулировка:
какую выбрать специализацию).
3. Индивидуальное Я студента (качества личности,
склонности, способности, характер и т.д.) и
количество обратившихся за помощью – 173 (61,8%)
(формулировки: как стать более практичной; как
лучше разбираться в жизни; одиночество; незнание
себя; лучшее понимание себя; трудно понять
другого; реализация своих потенциальных
возможностей; составление своего
психологического портрета и пр.).
4. Я в системе общественных отношений и
количество обратившихся за помощью – 28 (10,0%)
(формулировки: финансовые затруднения; как
закончить обучение с хорошим конечным
результатом; чтобы выбранная профессия не
оказалась не той; оценка выбора профессии;
правильно ли выбрано место в жизни; какая
специальность подходит; цель в жизни и место в
ней; проверить правильность выбора профессии;
выбрать нужное для дальнейшей жизни дело; потеря
жизненного ориентира; подбор профессии в случае
отчисления; будущее устройство жизни; принятие
решения о месте работы после окончания вуза и
т.д.).
5. Состояние и количество обратившихся за помощью
– 22 (7,9%)
(формулировки: хочу бросить курить; страх перед
будущим, страх одиночества из-за потери близких
людей; негативные изменения эмоционального
состояния; неуверенность в себе; длительный
стресс; язва желудка; внутреннее напряжение;
снижение работоспособности; безотчетный страх;
возможность онкологического заболевания;
психологический дискомфорт; обрыв мыслей;
снижение настроения; тревога за будущее
устройство жизни; беспокойство по поводу лишнего
веса; неуверенность в себе; стрессовое состояние
после развода; плохой сон и пр.).
Далее...
|