Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПРОБЛЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ВУЗЕ


А.В. ЮПИТОВ

Практика психологического консультирования имеет дело с двумя видами проблем, возникающих у клиента: первые можно обозначить как текущие проблемы, т.е. порожденные отражением в сознании субъекта текущей ситуации его развития, затруднения в самоопределении, развитии, существовании, нарушающие систему отношений, самоотношения, самооценку, деятельность, поведение, влекущие изменение личностных особенностей и психического состояния; вторые – проблемы глубинные, или истинные, т.е. такие особенности личности и сознания, которые вызывают неадекватное отражение действительности и/или определяют неспособность субъекта изменять объективную ситуацию и себя, адаптироваться, достигать цели.

Консультирование в рамках психологической службы вуза далеко не всегда имеет дело с глубинными проблемами клиента как предметами психологического воздействия, но должно происходить при максимально полном их выявлении и учете, поскольку проблемы личности во многом определяют личность.

Психологическая служба «сопровождает» учебный процесс и поэтому сталкивается прежде всего с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного развития и деятельности.

Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать направление других видов психологического сопровождения учебного процесса, но и изучать некоторые феномены личностного развития студентов.

За период с сентября 1992 г. по сентябрь 1994 г. в психологическую службу Кемеровского университета обратилось 280 студентов всех курсов, преимущественно 1 и 11.

Мы попытались классифицировать все запросы, жалобы, поводы обращения и весьма условно разбили их на несколько основных классов (формулировки предъявляемых проблем даны так, как они давались клиентами).

1. Межличностные отношения, количество и процент обратившихся за помощью:

а) со сверстниками – 22 (7,9%); в т.ч. с противоположным полом – 8 (2,9%), остальное – 14 (5,0%)

(формулировки: отсутствуют отношения с окружением; нет друга (парня); отсутствие настоящего друга; конфликты с соседями по комнате в общежитии; комплекс неполноценности во взаимоотношениях со сверстниками; неуверенность в общении; испортились взаимоотношения с друзьями; конфликты с окружающими; разрыв отношений с другом; конфликт с любимым человеком и т.д.); б) с родителями и другими близкими – 18 (6,4%)

(формулировки: беспокоят отношения между родителями; проблема с родителями; общение с родителями; сложные взаимоотношения с мужем; конфликты в семье; неудовлетворенность семейным положением; стрессовое состояние после развода и т.д.);

в) с преподавателями – 3 (1,1%)

(формулировки: конфликт с преподавателями; непонимание со стороны преподавателя и т.д.).

2. Учебный процесс и количество обратившихся за помощью:

а) экзамены – 4 (1,4%)

(формулировки: как сдать экзамены в конце семестра; страх перед экзаменом и пр.);

б) трудности в учении – б (2,1%) (формулировки: плохая организация

личного времени; как рассчитать силы; затруднения в учебе и пр.);

в) содержание предмета – 4 (1,4%) (формулировка: какую выбрать специализацию).

3. Индивидуальное Я студента (качества личности, склонности, способности, характер и т.д.) и количество обратившихся за помощью – 173 (61,8%)

(формулировки: как стать более практичной; как лучше разбираться в жизни; одиночество; незнание себя; лучшее понимание себя; трудно понять другого; реализация своих потенциальных возможностей; составление своего психологического портрета и пр.).

4. Я в системе общественных отношений и количество обратившихся за помощью – 28 (10,0%)

(формулировки: финансовые затруднения; как закончить обучение с хорошим конечным результатом; чтобы выбранная профессия не оказалась не той; оценка выбора профессии; правильно ли выбрано место в жизни; какая специальность подходит; цель в жизни и место в ней; проверить правильность выбора профессии; выбрать нужное для дальнейшей жизни дело; потеря жизненного ориентира; подбор профессии в случае отчисления; будущее устройство жизни; принятие решения о месте работы после окончания вуза и т.д.).

5. Состояние и количество обратившихся за помощью – 22 (7,9%)

(формулировки: хочу бросить курить; страх перед будущим, страх одиночества из-за потери близких людей; негативные изменения эмоционального состояния; неуверенность в себе; длительный стресс; язва желудка; внутреннее напряжение; снижение работоспособности; безотчетный страх; возможность онкологического заболевания; психологический дискомфорт; обрыв мыслей; снижение настроения; тревога за будущее устройство жизни; беспокойство по поводу лишнего веса; неуверенность в себе; стрессовое состояние после развода; плохой сон и пр.).



Далее...