Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПОНИМАНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ


В.А. ГУРУЖАПОВ

Человек, его деяния, мысли и чувства являются одной из самых популярных тем в изобразительном искусстве. Поэтому для развития теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения важно знать, как дети разного возраста понимают образ человека в произведениях живописи и графики.

Известно, что при благоприятных условиях воспитания и обучения уже младшие школьники могут понимать некоторые аспекты образного содержания многих картин и рисунков, специально не предназначенных для детского восприятия [3], [6], [7], [10]. Однако данных о том, чем отличается это понимание от того, каким оно могло бы быть у этих детей в более старшем, например, подростковом возрасте, почти нет.

В настоящей работе представлены результаты исследования, в котором мы предприняли попытку хотя бы отчасти восполнить этот пробел в знаниях о закономерностях художественного развития детей.

Исследование велось в 1979 – 1984 гг. Испытуемыми были 12 учеников школы № 91 Москвы. Эти дети обучались нами изобразительному искусству по экспериментальному курсу, который разработал Ю.А. Полуянов [9] на основе выдвинутого В.В. Давыдовым [4] принципа содержательного обобщения. В ходе этого обучения художественное развитие наших испытуемых достигло ко II классу (8 – 9 лет) такого уровня, что они могли адекватно понимать образное содержание ряда произведений живописи и графики. В условиях лабораторного эксперимента мы предложили им для обсуждения несколько портретов и жанровую однофигурную композицию. После окончания детьми начальной школы специальных занятий с ними мы не проводили. Когда испытуемые стали учениками VI класса (13 – 14 лет), мы предложили им проанализировать эти же самые картины и рисунки. Сравнение суждений одних и тех же детей по данным произведениям позволило выявить некоторые возрастные особенности понимания младшими школьниками и подростками образа человека в изобразительном искусстве.

Рассмотрим подробнее методику лабораторного эксперимента [11]. Опыт проводился одновременно с двумя испытуемыми, которым предъявлялись на стенде картина или рисунок. Название произведения не сообщалось. Использовались факсимильные (высокого качества) репродукции картин М. Сарьяна ««Продавец лимонада» и О. Ренуара «Этюд к портрету Жанны Самари», а также рисунков В. Серова «Портрет Т.П. Карсавиной» и «Леонид Андреев», Б. Григорьева «Девочка», Д. Сальвиати «Голова епископа»[1].

Экспериментатор предлагал детям рассказать, что интересного, важного, особенного увидел каждый из них в произведении. В ходе беседы экспериментатор задавал следующие стандартные вопросы: «Понравилось? Чем понравилась или чем не понравилась картина? Что заинтересовало художника, когда он рисовал эту картину?» Если экспериментатору не был понятен смысл высказывания испытуемого, то он мог задавать уточняющий вопрос, используя слова и выражения испытуемых. Наиболее полная картина понимания детьми содержания произведений искусства складывалась в том случае, если экспериментатору удавалось перевести весь разговор на дискуссию между самими детьми.

В протоколе фиксировались все высказывания испытуемых (дословно), жесты, мимика, характер ситуации общения, дополнительные вопросы экспериментатора.

Обработка материалов эксперимента заключалась в анализе смысла высказываний и действий, отражающих отношение испытуемых к содержанию картины. Полный анализ предполагает определение структуры субъективного образа, который складывается у испытуемого в результате восприятия и анализа картины. Для целей настоящего исследования нам было достаточно определить, что в высказываниях испытуемых соответствовало адекватной характеристике образа человека, а что нет.

Мы определяли нормативные особенности образа как по данным искусствоведческого анализа каждого произведения, так и на основе характеристик образов, которые дали три эксперта (ими были психологи, занимающиеся проблемами восприятия искусства). Если смысл высказывания ребенка по существу отражал какой-нибудь аспект образа, то мы считали, что испытуемый адекватно понимает образ человека. Если смысл высказывания либо противоречил нормативной характеристике образа, либо никак не мог быть с ней соотнесен, то мы считали, что ребенок не понимает образа человека.

Отметим нормативные особенности художественных образов, на которые мы ориентировались при анализе протоколов эксперимента. (Естественно, только этими особенностями содержание произведений не ограничивалось.)

О. Ренуар – «Этюд к портрету Жанны Самари». Картина считается одним из лучших портретов известной актрисы, в котором передано удивительное обаяние этой женщины. Особенности образа хорошо передает название, которое долгое время было закреплено за этой картиной: «Мечтательница».

М. Сарьян – «Продавец лимонада». Картина написана в 1911 г. Для произведений мастера этого периода характерно сочетание предельной простоты, изящества и богатого событийного содержания. В этой картине передан зной, упругая поступь человека, выдерживающего почти физиологически ощущаемую зрителем тяжесть ведер.

В. Серов – «Портрет Т.П. Карсивиной». Изображена известная балерина. На рисунке нет предметов, которые прямо могут свидетельствовать об этом. Все выражено в осанке, в позе, в повороте головы, в плавных линиях спины и рук, в форме складок платья. Композиция этих элементов создает обобщенный образ балерины и одновременно образ человека с ярко выраженным независимым характером.

В. Серов – «Леонид Андреев». Это портрет известного русского писателя и мыслителя. Изображено одно лицо с выражением глубокой задумчивости и сосредоточенности.

Б. Григорьев – «Девочка». Изображена девочка с ярко выраженной индивидуальностью. Сердитая, но без сатирического отношения художника к модели.




------------------------------------------------------------------------


[1] Живописные произведения предъявлялись и мальчикам, и девочкам. Графические женские портреты предъявлялись только девочкам, так как было замечено, что эти произведения вызывают у мальчиков негативное отношение. Поскольку мы не ставили перед собой задачу изучения особенностей восприятия мальчиков и девочек, то в эксперименте мальчикам предъявлялись графические мужские портреты.




Далее...