НАУКА О ПОВЕДЕНИИ: РУССКИЙ ПУТЬ[1]
ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В.А ЯСВИН
Исследования отношений развивающейся личности к
миру природы представляются актуальными как для
разработки психолого-педагогических основ
экологического воспитания, так и для углубления
представлений возрастной психологии о
своеобразии психологических особенностей
каждого возраста.
Психологами наиболее подробно изучены основные
типы деятельностей, в которых осуществляется
психическое развитие в онтогенезе: игра, учение и
общественнополезная деятельность. В то же время
для понимания развития психики как целостного
процесса необходимо иметь представление о
содержании и функциях других типов деятельности,
выяснить, с какими сторонами действительности
взаимодействует ребенок, какие психологические
процессы и каким образом при этом протекают [11]. В
этом плане экспериментальные данные о
структурно-динамических особенностях
личностного отношения к природе детей разного
возраста представляют как практический, так и
теоретический интерес.
Проблема отношения личности к природе была
впервые поставлена в отечественной психологии
А.Ф. Лазурским, которым в ряде работ
рассматривалась совокупность субъективных
отношений личности [5], [6]. Необходимость
психологического анализа взаимодействий
человека с природой в системных исследованиях
механизмов функционирования ноосферы особо
подчеркивалась и Б.Г. Ананьевым [1].
В настоящее время психологами проведен ряд
экспериментальных исследований, в которых
рассматриваются определенные аспекты
личностного отношения к природе. В частности, А.П.
Сидельковским предложены критерии и методы
изучения формирования отношения к природе [10];
Д.Ф. Петяевой исследовано развитие представлений
о живой природе у дошкольников [9]; Г.В. Шейнис
показано влияние развития отношений подростков
с природой на их нравственное становление [12]; С.Д.
Дерябо изучен характер восприятия школьниками
природных объектов, доказана возможность их
влияния на личность, когда они воспринимаются
как своего рода субъекты [3]. В наших
исследованиях установлены как количественные,
так и качественные структурные различия
личностного отношения к природе у лиц с высоким и
низким уровнем его интенсивности [13].
Б.Ф. Ломов отмечал, что «субъективные отношения
личности» являются наиболее общим понятием,
обозначающим такие характеристики личности, как
ее ценностные ориентации, симпатии, интересы и
ряд других, которые связаны с потребностями,
мотивами и целями, но не сводятся к ним. При этом
«субъективное отношение личности» выступает в
качестве родового для таких понятий, как
«установка», «личностный смысл» и «аттитюд» [7].
Отношение к природе (как и другие отношения
личности) может быть охарактеризовано через
показатели его параметров (или измерений),
разработанных в психологической концепции
отношений личности В.Н. Мясищева [8]. Б.Ф. Ломовым в
качестве базовых выделялись такие параметры, как
модальность, интенсивность, широта и
устойчивость, а доминантность, активность,
когерентность, эмоциональность, обобщенность,
принципиальность сознательность
рассматриваются как производные параметры
отношения [7].
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенный теоретический анализ показал, что
одним из наиболее важных параметров отношения
является его интенсивность [13]. Интенсивность –
это показатель силы проявления отношения,
который отвечает на вопрос о том, какие именно
потребности и в какой мере запечатлены в данных
объектах и явлениях мира, в каких сферах и в какой
степени проявляется отношение личности.
Интенсивность, таким образом, выступает в
качестве структурно-динамической
характеристики данного отношения.
Для измерения параметров интенсивности
личностного отношения к природе и изучения его
структурных особенностей у разных испытуемых
был разработан опросник «Натурафил» [13]. Опросник
включает четыре основные шкалы, соответствующие
четырем теоретически выделенным компонентам
интенсивности отношения к природе (или
компонентным субпараметрам отношения):
перцептивно-аффективному, когнитивному,
практическому и поведенческому (на уровне
поступков), а также дополнительную шкалу
натуралистической эрудиции.
Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на
диагностику степени запечатленности в объектах
природы эстетическо-этических потребностей,
проявляющейся в готовности и стремлении
взаимодействовать с ними на эмоциональном
уровне, восприимчивости к их эмоционально
выразительным элементам и т.д. Когнитивная шкала
(К) направлена на диагностику степени
запечатленности в объектах природы
познавательных потребностей, проявляющейся в
готовности и стремлении искать, принимать и
перерабатывать информацию об этих объектах.
Практическая шкала (Пр) направлена на
диагностику степени запечатленности в объектах
природы потребности в компетентности,
проявляющейся в готовности и стремлении к
непрагматическому практическому взаимодействию
с природными объектами. Поведенческая шкала (Пс)
направлена на диагностику степени
запечатленности в объектах природы, потребности
в персонализации, проявляющейся в активности
личности, направленной на изменение окружающей
среды в соответствии с ее отношением к природе.
Дополнительная шкала «натуралистической»
эрудиции нацелена на диагностику совокупности
имеющихся у личности сведений об объектах
природы.
Каждая шкала состоит из 10 дихотомических
пунктов, диагностирующих отношение к трем
условным классам природных объектов: животным,
растениям и целым природным комплексам (для
обеспечения содержательной валидности).
Далее...
|