Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

НАУКА О ПОВЕДЕНИИ: РУССКИЙ ПУТЬ[1]

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ


В.А ЯСВИН

Исследования отношений развивающейся личности к миру природы представляются актуальными как для разработки психолого-педагогических основ экологического воспитания, так и для углубления представлений возрастной психологии о своеобразии психологических особенностей каждого возраста.

Психологами наиболее подробно изучены основные типы деятельностей, в которых осуществляется психическое развитие в онтогенезе: игра, учение и общественнополезная деятельность. В то же время для понимания развития психики как целостного процесса необходимо иметь представление о содержании и функциях других типов деятельности, выяснить, с какими сторонами действительности взаимодействует ребенок, какие психологические процессы и каким образом при этом протекают [11]. В этом плане экспериментальные данные о структурно-динамических особенностях личностного отношения к природе детей разного возраста представляют как практический, так и теоретический интерес.

Проблема отношения личности к природе была впервые поставлена в отечественной психологии А.Ф. Лазурским, которым в ряде работ рассматривалась совокупность субъективных отношений личности [5], [6]. Необходимость психологического анализа взаимодействий человека с природой в системных исследованиях механизмов функционирования ноосферы особо подчеркивалась и Б.Г. Ананьевым [1].

В настоящее время психологами проведен ряд экспериментальных исследований, в которых рассматриваются определенные аспекты личностного отношения к природе. В частности, А.П. Сидельковским предложены критерии и методы изучения формирования отношения к природе [10]; Д.Ф. Петяевой исследовано развитие представлений о живой природе у дошкольников [9]; Г.В. Шейнис показано влияние развития отношений подростков с природой на их нравственное становление [12]; С.Д. Дерябо изучен характер восприятия школьниками природных объектов, доказана возможность их влияния на личность, когда они воспринимаются как своего рода субъекты [3]. В наших исследованиях установлены как количественные, так и качественные структурные различия личностного отношения к природе у лиц с высоким и низким уровнем его интенсивности [13].

Б.Ф. Ломов отмечал, что «субъективные отношения личности» являются наиболее общим понятием, обозначающим такие характеристики личности, как ее ценностные ориентации, симпатии, интересы и ряд других, которые связаны с потребностями, мотивами и целями, но не сводятся к ним. При этом «субъективное отношение личности» выступает в качестве родового для таких понятий, как «установка», «личностный смысл» и «аттитюд» [7].

Отношение к природе (как и другие отношения личности) может быть охарактеризовано через показатели его параметров (или измерений), разработанных в психологической концепции отношений личности В.Н. Мясищева [8]. Б.Ф. Ломовым в качестве базовых выделялись такие параметры, как модальность, интенсивность, широта и устойчивость, а доминантность, активность, когерентность, эмоциональность, обобщенность, принципиальность сознательность рассматриваются как производные параметры отношения [7].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенный теоретический анализ показал, что одним из наиболее важных параметров отношения является его интенсивность [13]. Интенсивность – это показатель силы проявления отношения, который отвечает на вопрос о том, какие именно потребности и в какой мере запечатлены в данных объектах и явлениях мира, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение личности.

Интенсивность, таким образом, выступает в качестве структурно-динамической характеристики данного отношения.

Для измерения параметров интенсивности личностного отношения к природе и изучения его структурных особенностей у разных испытуемых был разработан опросник «Натурафил» [13]. Опросник включает четыре основные шкалы, соответствующие четырем теоретически выделенным компонентам интенсивности отношения к природе (или компонентным субпараметрам отношения): перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поведенческому (на уровне поступков), а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы эстетическо-этических потребностей, проявляющейся в готовности и стремлении взаимодействовать с ними на эмоциональном уровне, восприимчивости к их эмоционально выразительным элементам и т.д. Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы познавательных потребностей, проявляющейся в готовности и стремлении искать, принимать и перерабатывать информацию об этих объектах. Практическая шкала (Пр) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы потребности в компетентности, проявляющейся в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами. Поведенческая шкала (Пс) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы, потребности в персонализации, проявляющейся в активности личности, направленной на изменение окружающей среды в соответствии с ее отношением к природе. Дополнительная шкала «натуралистической» эрудиции нацелена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.

Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов, диагностирующих отношение к трем условным классам природных объектов: животным, растениям и целым природным комплексам (для обеспечения содержательной валидности).



Далее...