НАШИ ЮБИЛЯРЫ
К ЮБИЛЕЮ В. С. МУХИНОЙ
В этом году психологическая общественность
праздновала юбилей Валерии Сергеевны Мухиной,
академика РАО, доктора психологических наук,
профессора, заслуженного деятеля науки
Российской Федерации. В. С. Мухина родилась в г.
Ворошилов. В 1956 г. окончила биолого-химический
факультет МГПИ им. В. И. Ленина. В 1955— 1962 гг.
учитель в школе и терапевт в детском отделении
психиатрической больницы им. Кащенко в Москве. С
1962 г. работала на кафедре психологии МГПИ. С 1988 г.
заведует кафедрой педагогической психологии
Московского педагогического государственного
университета (МГПИ). С 1992 г. директор Института
развития личности РАО.
В. С. Мухина является автором уникального
дневника, отражающего психическое развитие
сыновей-близнецов от рождения до семи лет. Ею
было проведено тонкое психологическое
исследование знаковой функции сознания в
контексте развития графических образов в
изобразительной деятельности. Работая в области
детской психологии, В. С. Мухина выявила
принципиально новые психологические
образования в раннем и дошкольном возрасте:
одновременное психологическое вхождение
ребенка раннего возраста в предметный мир и мир
символических замещений, что определяет
зависимость поведения ребенка от
функционального назначения предметов и свободу
в сфере символических действий с
предметами-заместителями; преодоление ребенком
дошкольного возраста от своей зависимости от
функционального назначения предметов, его
продвижение в сфере знаковой функции сознания,
бурное развитие рефлексии себя и других.
В. С. Мухина выявила механизмы развития и бытия
личности, которые представлены как пара
“идентификация” — “обособление”. Согласно
концепции В. С. Мухиной эта пара может быть
эффективно представлена в коррекционной работе
на всех возрастных этапах. Исследовательская
деятельность в сфере психологии самосознания
личности, дала ей возможность построить теорию
исторического и онтогенетического развития
структурных звеньев самосознания. Согласно этой
теории во все периоды человеческого развития
независимо от геоисторического момента жизни
этноса всякий раз отдельный индивид присваивает
сформированную в социуме структуру
самосознания, состоящую из пяти звеньев:
1) эмоционально-ценностное отношение к себе
телесному, к своему имени и к своему
индивидуально-типическому психическому Я; 2)
притязание на признание; 3) половая
идентификация; 4) психологическое время личности
(индивидуальное прошлое, настоящее, будущее); 5)
социальное пространство личности: права и
обязанности.
Универсальность этой структуры обнаружена при
этнографических и этнопсихологических данных
мировой науки, подтверждена специальными
исследованиями, проводимыми под руководством В.
С. Мухиной в России и за рубежом. В контексте
исторического и. этнического развития
самосознания структурные звенья получают свое
специфическое наполнение, что дает возможность
диагностировать и проводить коррекционную
работу не только с отдельным человеком, имеющим
свои индивидуальные проблемы, но и этносом в
целом, когда возникают проблемы, связанные с
этническими комплексами неполноценности,
этнической агрессии и др. В. С. Мухина заложила
основы принципиально нового направления
этнопсихологии: изучение этнического
самосознания через его структурные звенья с
последующей диагностикой.
В. С. Мухина является автором концепции и
практических разработок для кабинета детского
психолога. Ею созданы и запатентованы стимульные
куклы: для работы с детьми, имеющими проблемы в
осознании эмоциональных проявлений людей и
саморефлексии; для диагностики этнической
напряженности, половой идентификации и др. В. С.
Мухина продуктивно осуществляет
психологическую помощь в острых
социально-психологических ситуациях и ситуациях
стихийных бедствий. В 1988—1989 гг. она организовала
психологическую помощь детям и взрослым,
пострадавшим от Спитакского землетрясения в
Армении. В 1989 г. готовила психологов
Петропавловска-на-Камчатке к работе с населением
в экстремальных условиях. В этом же году В. С.
Мухина возглавила подготовку социальных
работников, практических психологов для
регионов, пострадавших от катастрофы на
Чернобыльской АЭС. С 1990 г. она активно участвует в
реализации программы поддержки детства (“Дети
Чернобыля”; “Дети-сироты”; “Дети-инвалиды”),
разрабатывая теоретические подходы,
диагностические методы и приемы коррекционного
сопровождения детей.
Результаты исследований В. С. Мухиной
опубликованы в следующих основных ее книгах:
Близнецы. М., 1969; Психология дошкольника. М., 1975;
Изобразительная деятельность ребенка как форма
усвоения социального опыта. М., 1981; Рождение
личности М. ; Детская психология. М., 1985;
Проблемы генезиса личности. М., 1985; Шестилетний
ребенок в школе. М., 1986, 2-е изд., 1990; Психология (в
соавторстве с Л. А. Венгером). М., 1988; Лишенные
родительского попечительства (Хрестоматия:
автор, составитель и редактор). М., 1991;
Детская психология. СПб., 1992; Как обрести врага (в
соавторстве с К. А. Хвостовым). М., 1994; Возрастная
психология (от рождения до юношеского возраста).
М., 1994; Возрастная психология (от рождения до
старости). М., 1995. Большинство книг В. С. Мухиной
переведены на иностранные языки (английский,
испанский, японский, греческий и ДР.).
В настоящее время В. С. Мухина возглавляет
Институт развития личности РАО. Институт
разрабатывает широкий круг проблем
междисциплинарного характера. Это проблемы
наиболее полной актуализации личностного
потенциала; психологической реабилитации
личности в кризисных ситуациях; развития
экологической культуры личности и ее
политико-правовой социализации. Сюда же входят
проблемы этнопедагогики, гуманистического
воспитания, мировоззренческого развития
личности в процессе освоения религиозных и
культурных ценностей и т. д. В руководимом В. С.
Мухиной институте личность исследуется прежде
всего на пересечении многообразных реальных
сфер бытия.
Нужно сказать, что на этом многотрудном пути
особенно ярко проявляется талант Валерии
Сергеевны — справедливого и тактичного
руководителя, крупного ученого, творческого
человека и обаятельной женщины.
Друзья, коллеги, сотрудники журнала “Вопросы
психологии”, членом редакционного совета
которого она является, сердечно поздравляют
Валерию Сергеевну с юбилейной датой и желают ей
творческих свершений и большого личного счастья.
Далее...
|