Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОЛОГИ СНГ: АНКЕТА ЖУРНАЛА "ВОПРОСЫ
ПСИХОЛОГИИ"

МОСКОВСКОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕСТВУ 110 ЛЕТ


Д. Б. БОГОЯВЛЕНСКАЯ

(МОСКВА)

14 марта 1995 г. состоялось заседание ученого совета Психологического института РАО, посвященное 110-летию Московского психологического общества. Торжественное заседание открыл президент РАО А. В. Петровский. Он отметил, что создание во второй половине XIX в. Московского психологического общества, объединившего в себе лучшие научные силы Москвы, послужило важным шагом в развитии отечественной психологии. А. В. Петровский подчеркнул, что именно сейчас наступило время, требующее справедливого пересмотра истории психологии.

Директор Психологического института В. В. Рубцов подчеркнул, что отмечаемый юбилей важен прежде всего для того, чтобы вспомнить о том духе, о тех людях, которые строили отечественную психологию, базирующуюся на культурных и философских традициях. Основной вклад института в возрождение этих традиций, по мнению В. В. Рубцова, выражается в публикации работ основателей отечественной психологии, в частности, Г. И. Челпанова, М. Л. Лопатина и других ученых, в возобновлении Челпановских чтений, а также в подготовке издания “Выдающиеся психологи Москвы”. Как следование традициям, заложенным Московским психологическим обществом, В. В. Рубцов отметил стремление института к тесному взаимодействию с МГУ и ИП РАН.

Приветствуя собравшихся, президент вновь организованного после распада СССР Российского психологического общества Е. А. Климов отметил, что МПО остается самым большим и значительным региональным отделением и что ему принадлежит инициатива возрождения Российского психологического общества и ответственность за судьбу психологии в других регионах страны.

Председатель МПО Д. Б. Богоявленская обратила внимание аудитории на то, что юбилей отмечается не только в тот же день, когда 110 лет назад проходило обсуждение первого научного доклада в рамках Московского психологического общества, — он проводится в большой аудитории Психологического института, где после его открытия работало общество. Эта традиция сохраняется и поныне. Наряду с прежними задачами у общества появились и новые, актуальные именно для настоящего времени. Это, прежде всего, обеспечение контроля профессионального уровня любой практики, выступающей от имени психологии, а также, увы, защита самих профессионалов.

Научную часть заседания открыл глубокий и яркий доклад известного историка психологии М. Г. Ярошевского. Он описал ту общую атмосферу высокой научной заинтересованности, взаимодействия и профессионализма, которые и привели ведущих ученых к потребности учреждения психологического общества.

Последующие три доклада А. Н. Ждан, Т. Д. Марценковской и В. А. Кольцовой с разных сторон более детально описали историю психологического общества первого периода (1885—1922). Конкретные данные по составу МПО в момент его организации, приведенные в докладе А. Н. Ждан, красноречиво говорят о его исторической роли как в развитии самой психологической науки, так и в обществе в целом. Так, членами общества были психологи и философы И. Я. Грот, Г. И. Челпанов, М. Н. Троицкий, С. 0. Бердяев, С. В. Соловьев, Г. Г. Шпет, М. Л. Лопатин, С. И. Булгаков, физиолог М. М. Сеченов, математик М. В. Бугаев, историки В. О. Ключевский, В. И. Дерье, П. Н. Милюков, психиатры С. С. Корсаков, В. П. Сербский, А. А. Пекарский, Н. Н. Баженов, писатели Л. Н. Толстой, А. А. Фет, П. Д. Боборыкин, литературный критик Ю. И. Ахейнвальд и другие выдающиеся деятели; почетными членами были В. Вундт, А. Бэн, Т. Рибо, В. Джеме, В. Виндельбанд. В докладе Т. Д. Марценковской еще раз было подчеркнуто, что одной из важных традиций была включенность МПО во все проблемы, которыми жило общество, и показано, что само создание профессионального сообщества было откликом научной интеллигенции на мировоззренческие проблемы, которые возникли в 80-х гг. прошлого столетия. Организаторы сообщества были убеждены, что психология как наука не должна замыкаться внутри кафедр, ее питательной средой должны быть кружки, открытые диспуты и журнал. В. А. Кольцова остановилась на причинах высокого авторитета и влияния МПО на российскую науку и культурную жизнь общества в целом. Именно гражданская позиция определяла конкретные задачи деятельности МПО: широкую культурно-просветительскую работу, с одной стороны, а с другой — стремление к созданию синтетического мировоззрения путем интеграции представлений разных научных течений.

Советский период деятельности Московского психологического общества, вновь организованного в 1957 г., нашел отражение в докладах Т. А. Репиной, Э. А. Фарапоновой и А. В. Брушлинского. Эти доклады дали представление как об интенсивной и плодотворной деятельности МПО, так и об облике его первых и основных руководителей. Бывший первый секретарь МПО Э. А. Фарапонова предъявила документацию, свидетельствующую об интенсивной деятельности МПО: за первые семь лет своей работы оно провело обсуждение 41 доклада, на его ежемесячные собрания съезжались члены общества из близлежащих городов (Рязани, Тулы, Костромы, Владимира, Вологды, Иванова, Калинина, Смоленска). Вместе с тем докладчиками было показано, что именно высокий профессиональный и моральный уровень первых руководителей МПО (В. А. Запорожца, Н. А. Менчинской), их высокие человеческие достоинства обеспечивали представленность в работе общества всех направлений, его подлинный плюрализм. Этот момент нашел отражение в издании сборника общества “Обучение и развитие” (1960), “Проблемы в деятельности советской психологии” (1977).

В. А. Каращан убедительно показал роль МПО в развитии военной науки. От лица командования Военного университета и кафедры психологии генерал-майор П. Корчемный вручил юбилярам адрес.



Далее...