НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ПСИХОЛОГИ СНГ: АНКЕТА ЖУРНАЛА "ВОПРОСЫ
ПСИХОЛОГИИ"
Д. НИССИМ-САБАТ (США). Е.В. ЩЕДРИНА (РОССИЯ)
Социальные, политические и экономические
изменения в бывшем Советском Союзе оказали
огромное влияние на все стороны жизни в этой
стране, включая науку, в частности, такие
академические дисциплины, как психология. В
последние годы психология в России получила
новые импульсы к своему развитию главным образом
за счет повышения спроса на ее практическое
применение, причем запросы идут не только со
стороны отдельных предприятий и фирм, но и со
стороны частных лиц, желающих получить
индивидуальную психологическую консультацию,
которая помогла бы им решить те или иные
проблемы, прежде всего в плане налаживания
взаимоотношений в семье, с коллегами по работе, с
начальством. Возрос интерес к психологической
науке и со стороны тех, кто хочет обрести
соответствующую специальность. То Образование,
которое получают психологи в российских вузах,
должно в большей мере ориентироваться на запросы
практики. Косвенно сведения об этом могут быть
получены путем сбора информации о том, где
реально работают специалисты-психологи. Такая
работа была проделана журналом “Вопросы
психологии”, на страницах которого в № 4 за 1993 г.
была опубликована анкета и просьба к читателям
журнала — жителям СНГ возвращать заполненные
анкеты в редакцию. Данное обследование
проводилось по аналогии с опросом, которое среди
своих членов ежегодно проводит Американская
Психологическая Ассоциация. Анкета включала
около 20 вопросов об образовании, сферах
занятости и профессиональной активности
респондентов. И хотя в редакцию вернулось
значительно меньшее количество заполненных
анкет, чем ожидалось, мы рассчитываем, что в
будущем, при проведении повторных исследований,
процент возврата возрастет.
Обратимся к конкретным результатам обработки
анкет.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
На вопросы анкеты ответили 120 респондентов, Из
них 72,5% женщин и 27,5% мужчин. Средний возраст
респондентов 38 лет. Более детальный анализ
возрастных данных показывает, что 30%
респондентов имеют возраст до 32 лет, 24% — от 38—40
лет, 24% —свыше 44 лет и 10% — свыше 50 лет.
Свыше трех четвертей от общего числа
респондентов живут в городах с населением до 1
млн человек и 20% — в более крупных городах.
Подавляющее большинство респондентов живут в
России, для 94% родным языком является русский.
Анкета содержала вопросы о различных
психологических журналах. Результаты обработки
данных по этому пункту показывают, что помимо
“Вопросов психологии” (большинство
респондентов являются подписчиками нашего
журнала, остальные регулярно берут его в
библиотеке) 32% читают “Психологический журнал”,
28% кроме этих изданий читают также еще какой-либо
(чаще других упоминается “Вестник Московского
университета. Серия 14. Психология”). Если
проанализировать эти данные с точки зрения
половых различий, то обнаружится, что женщины
подписываются и читают большее количество
журналов по психологии в сравнении с мужчинами. В
целом респонденты упомянули 21 научный журнал (не
только по психологии, но и по другим
специальностям), однако лишь сочетание
“Психологического журнала” и “Вестника
Московского университета” встретилось более
двух раз.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
На вопрос о том, по какой психологической
специальности они работают в настоящее время, 51%
респондентов ответили, что они занимаются
возрастной и педагогической психологией, и 20% —
социальной психологией.
Из женщин лишь 2,5% занимаются общей психологией, в
то время как 14% мужчин работают в этой области.
Почти 80,5% женщин отметили, что они занимаются
возрастной или/и социальной психологией (у
мужчин соответственно 33%).
ОБРАЗОВАНИЕ
Дипломы о высшем образовании, полученные нашими
респондентами, охватывают большое число
специальностей; при этом 43,1% респондентов
получили специальность психолога и еще 8,5% помимо
данной специальности имеют еще одну. Среди
других специальностей чаще всего упоминается
педагогика (6,7%). Из мужчин — выпускников вузов
специальность психолога имеют 46%, из женщин — 30%.
25% респондентов имеют степень кандидата или
доктора (психологических и/или других) наук. Из
докторов наук две женщины и шесть мужчин. В целом
диссертации защитили 15,6% женщин и 53,3% мужчин. 11
респондентов (из них 10 женщин) защитили
диссертации по возрастной и педагогической
психологии, из 7 респондентов, получивших ученую
степень по специальности общая психология, все
мужчины. 40% респондентов защищали диссертации в
стенах Психологического института РАО, 26% — в
Петербургском университете, 11% — в Институте
психологии РАН.
ЗАНЯТОСТЬ
Следует отметить, что период экономической
нестабильности и относительного роста
безработицы, который наблюдается в настоящее
время в России, почти не сказался на психологах:
90% ответивших на вопросы анкеты работают на
полную ставку, при этом 55% заняты на одной работе,
30% — на двух и 12,5% — на трех работах (среди
последних большинство составляют мужчины).
Около 54% респондентов работают психологами, 12,9%
возглавляют кафедры психологии, 6,9% являются
доцентами. Здесь также наблюдаются половые
различия: из 14 заведующих кафедрами лишь две
женщины. Если принять во внимание, что 75%
ответивших на вопросы анкеты составляют женщины,
то эти результаты свидетельствуют о глубокой
диспропорции возможностей продвижения по службе
у мужчин и женщин.
Конкретные места работы респондентов отличаются
большим разнообразием: это и кафедры, и
лаборатории, и дома ребенка, и
общеобразовательные, и специальные школы.
Приблизительно 35% респондентов работают в
общеобразовательных школах, 15% — в
пединститутах, 9% — в университетах, 7% — в
различных структурах Министерства образования.
Здесь также прослеживаются половые различия: 42%
всех женщин работают в школах и лишь 4,5% — в
университетах, в то время как у мужчин эти цифры
составляют соответственно 26,7 и 23,3%.
В блок “Работа” анкеты был включен пункт о трех
видах занятий, которые составляют основное
содержание работы респондента; требовалось
обозначить их ранг в зависимости от того, сколько
времени отнимает то или иное занятие. Как и
ожидалось, исследовательскую работу выделили в
качестве основной лишь 10% и второй по рангу 28,3%
респондентов. Лекционную и преподавательскую
работу в качестве основной выделили 22,5% и второй
по рангу 23% респондентов. Половые различия по
данному пункту анкеты проявились в том, что
чтение лекций и работу со студентами ставят на
первое место 47% мужчин и лишь 14,4% женщин. Как это
ни странно, лишь несколько респондентов указали,
что занимаются медико-психологическим
обслуживанием (включая психотерапию), хотя в
другом блоке вопросов анкеты 86% из них указали,
что давали консультации по проблемам
психического здоровья и оказывали другие
медико-психологические услуги. Большинство
респондентов (56%) в качестве основной сферы своей
деятельности указали работу в области народного
образования: из них 85% составили женщины, плюс к
этому 13% респондентов ставят эту сферу
деятельности на второе место.
Хотя российское общество постепенно
продвигается по пути развития рыночной
экономики, число психологов, чья работа связана
со сферой производства и управления, явно
отстает от требований дня. Менее 2% респондентов
поставили данную сферу деятельности на первое
место.
В блоке анкеты “Опыт работы в качестве
психолога” значился лишь один пункт, отражавший
опыт работы респондента в качестве психолога за
последние три года. Вот какие здесь были получены
результаты (столбик цифр означает процент
ответов “да”):
1) проводили исследование как психолог по гранту
или по трудовому соглашению 44;
2) давали кому-либо бесплатную консультацию по
проблемам психического здоровья 82,5;
3) оказывали кому-либо другие профессиональные
услуги 67,5;
4) были платным консультантом 21,7;
5) получали грант или работали по контракту 15,9;
6) привлекались в качестве эксперта в судебной
практике 20,8;
7) выступали как психолог по радио или на
телевидении 25;
8) принимали участие или представляли свой доклад
(сообщение) на международную конференцию 21,7.
Самые большие половые различия наблюдались по
показателю участия и представления докладов на
конференции: 12,4% женщин против 55% мужчин.
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Данные, полученные в помощью анкеты, были
обработаны с точки зрения не только половых, но и
возрастных различия, выше уже приводились
сведения о возрастном составе респондентов.
Оказалось, что чем старше респондент, тем выше
его должность и тем больше у него возможностей
реализовать себя в работе. Из 30 респондентов,
имеющих ученую степень, 55% были старше 44 лет. Не
удивительно, что из 14 заведующих кафедрами 85%
также старше 44 лет. Все респонденты, которые
специализировались по общей психологии, также
относятся к этой возрастной группе. К данной
группе принадлежат и 37% тех респондентов, которые
занимаются в основном научно-исследовательской
работой (для сравнения: из возрастной группы до 32
лет лишь один респондент считает проведение
научных исследований своим основным занятием).
Кроме того, 33% тех, кто считает своим основным
занятием работу в области народного образования,
— это люди моложе 32 лет, а в возрастной группе 44
года и старше таких лишь 13%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование, хотя в нем приняло участие
ограниченное число респондентов, дает некоторые
представления об уровне образования и сфере
занятости психологов СНГ.
Полученные с его помощью результаты показывают,
что большинство психологов на сегодняшний день
заняты в системе образования и воспитания.
Однако если общество рассматривает психологию
как дисциплину, которая может сослужить большую
службу при решении различных социальных проблем,
то она должна проникать и в другие сферы жизни
общества. Исследование, которое было проведено в
1992 г. Центром научных исследований и статистики и
отражено в книге “Наука и технология в России”,
показало, что годовой прирост числа аспирантов
по психологии находится на втором месте после
аспирантов, занимающихся исследованиями в
области сельского хозяйства. Судя по числу
абитуриентов, психология становится все более
популярной как особое профессиональное поле
деятельности в будущем. И чтобы психология стала
действительно общественно значимой
специальностью, психологи должны активнее
выходить за стены школьных учреждений. На
прежнюю анкету журнала “Вопросы психологии”,
которая была опубликована в № 1 за 1988 г.,
откликнулись лишь 57 респондентов (см.: Агеев В.С.,
Толмасова А.К. Ответы читателей на анкету журнала
//Вопр. психол. 1988. № б. С. 177—182).
Наше исследование показало, что лишь немногие
психологи работают в области психологии труда,
однако по мере упрочения позиций рыночной
экономики интерес к этому разделу
психологической науки и практики должен
возрастать.
Результаты обработки анкеты отражают
существование явных половых и возрастных
различий в ответах респондентов. Мужчины больше
заняты в “научных” областях, женщины — в
“практических”. Специальность “общая
психология” чаще значится в дипломах,
полученных мужчинами, среди женщин же
преобладают специальности “возрастная
психология” и “социальная психология”. Мужчины
занимают более высокие должности, они же чаще
участвуют в работе международных конференций.
Правда, из полученных нами данных не ясно,
оказывается ли мужчинам предпочтение в этом
плане или же просто женщины сами не стремятся
ездить на конференции.
Мы надеемся, что собранная с помощью анкет
информация о психологах СНГ поможет лучше
осознать реальную потребность нашего общества в
упрочении позиций профессионального психолога и
повышении той роли, которую уже в ближайшем
будущем станет играть отечественная психология
при выработке путей социального развития на
правительственном уровне.
Далее...
|