ЗА РУБЕЖОМ
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ:
КОНЦЕПЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ
Е. О. СМИРНОВА
Работа выполнена при поддержке Международного
научного фонда.
Теория привязанностей является в настоящее
время одним из самых популярных направлений как
в американской, так и европейской психологии.
Зародившись в недрах глубинной психологии,
теория привязанности оформилась в
самостоятельную научную школу. Как и
психоанализ, теория привязанностей возникла из
клинической практики. Ее основатели — Дж. Боулби
и М. Эйнсворт были клиническими психологами, и их
ранние исследования направлены на практическую
работу с пациентами. Впоследствии это
направление приобрело статус полноправной
психологической концепции, выходящей далеко за
пределы психологии младенчества. В настоящее
время теория привязанности находит свое
применение в самых разных областях психологии: в
социальной, возрастной, педагогической, общей
психологии и пр.
В основе этой теории лежат отношения между двумя
людьми, их межличностные связи, которые
определяют весь душевный и психологический
строй личности: отношение человека к себе, к миру,
разнообразные переживания, познавательные и
творческие способности и пр. Поскольку первые
связи с другим человеком возникают в
младенческом возрасте, естественно, что в центре
исследований этой школы находится опыт
отношений, полученный в раннем детстве.
Одним из центральных понятий теории
привязанности является “объект привязанности”
(attachment figure), т. е. тот человек, к которому возникает
привязанность. Очевидно, что для большинства
людей таким человеком является мать. Однако
кровное родство здесь не играет особой роли: при
отсутствии биологической матери ее может
заменить любой человек, способный установить
отношения привязанности с ребенком. В дальнейшем
объектом привязанности может стать учитель,
сверстник, возлюбленный и пр. В рамках этой
теории обсуждается вопрос о возможности
нескольких объектов привязанности и о их
равнозначности. В этой связи выделяются
первичные и вторичные объекты привязанности.
Первичная привязанность у большинства людей
возникает в раннем детстве к матери (или
заменяющему ее лицу). Если первичный объект
привязанности обеспечивает ребенку
безопасность, надежность и уверенность в своей
защищенности, он без труда налаживает вторичные
привязанности с другими людьми: со сверстниками,
учителями и пр. Если же мать не удовлетворяет
потребностей ребенка в любви, защищенности и
безопасности, он не сможет устанавливать
вторичные привязанности с другими людьми, пока
эти базальные потребности не будут
удовлетворены. Эйнсворт утверждает, что чем
менее надежной является связь с матерью, тем
больше ребенок склонен подавлять свое
стремление к другим социальным контактам [6], [7].
Первичная привязанность возникает во второй
половине первого года жизни. Хотя с первых недель
младенец реагирует на воздействия матери, эти
реакции фрагментарны, разрознены и ситуативны.
Только в 8—9 мес. возникает
мотивационно-поведенческая система, в центре
которой находится определенная фигура,
обеспечивающая защищенность и безопасность.
Подтверждением этого положения является тот
факт, что дети до б мес. легко и безболезненно
адаптируются к новым взрослым и к новым условиям
жизни при усыновлении. После 7 мес. младенцы очень
тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью
и с большим трудом привыкают к новым взрослым [36].
Боулби подчеркивал, что система привязанности
имеет свою внутреннюю мотивацию, которая
включает две противоположные тенденции:
стремление к новому, к “опасности” и поиск
поддержки и защиты. Он полагал, что система
привязанностей активизируется при столкновении
с опасным и неизвестным и не работает в привычной
безопасной обстановке. Соответственно, чем
больше опасность, тем острее потребность в
контакте с матерью и ее защите, а при отсутствии
опасности возможно физическое отдаление от
объекта привязанности. Однако некоторые авторы
(например, [11]) полагают, что активация или
дезактивация относится к поведенческому уровню,
но не к мотивационной системе привязанностей,
которая сохраняет свою устойчивость независимо
от внешних ситуативных условий. Так или иначе,
исследовательские и познавательные интересы
ребенка отвлекают его от матери, а чувство страха
и опасности возвращают к ней. Основная функция
объекта привязанности, по Дж. Боулби, заключается
не в удовлетворении врожденной потребности в
любви (как в классическом психоанализе) и не в
удовлетворении физиологических потребностей
ребенка (как в бихевиоризме), а в обеспечении
защиты и безопасности. Поэтому наличие
привязанности является необходимым условием
исследовательского поведения и познавательного
развития ребенка. Качество первичной
привязанности, в свою очередь, отражается на
познавательной активности и исследовательской
мотивации ребенка.
К концу года привязанность фиксируется на
определенном лице, и в результате интериоризации
отношений с ним складывается так называемая
рабочая модель.
Рабочая модель (working model) является центральным
понятием теории привязанности. Это понятие было
введено для переосмысления и развития
психоаналитической концепции отношений и
является чрезвычайно важным в контексте теории
привязанностей. Дж. Боулби предположил, что в
процессе взаимодействия с другими людьми и с
миром индивид конструирует рабочие модели
важнейших аспектов этого мира, с помощью которых
он воспринимает и интерпретирует разные события.
Рабочую модель можно было бы назвать глубинной
структурой самосознания или отношением, хотя
связь этой модели с сознанием весьма
неоднозначна:
сама она не осознается индивидом, но сквозь нее
он воспринимает и осознает себя и окружающий мир.
Рабочая модель не поддается конкретному
описанию и научному анализу, но внутри нее можно
выделить следующие оппозиции и понятия.
Далее...
|