ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ
О. С. КОПИНА, Е. А. СУСЛОВА, Е. В. ЗАИКИН
За последние годы накоплено большое число
данных, свидетельствующих об участии
психосоциальных факторов, наряду с основными
эпидемиологическими факторами риска, в
возникновении и развитии многих заболеваний.
Среди них особо может быть выделено
психоэмоциональное напряжение (ПЭН).
По имеющимся данным, резкие политические и
экономические перемены, происходящие в нашей
стране, способствуют повышению уровня ПЭН у
населения [5]. Широко распространенными среди
населения стали такие неблагоприятные для
здоровья психические состояния, как тревога,
неудовлетворенность жизнью, неуверенность в
завтрашнем дне, страх за будущее детей,
раздражительность, агрессивность, депрессия и
др.
В связи с этим одной из первоочередных задач
практического здравоохранения становится
задача создания службы медико-психологической
помощи лицам с хроническим ПЭН с целью их
психологической адаптации к сложным
стрессогенным условиям жизни. Создание такого
рода службы связано с решением трех проблем: 1)
разработка и широкое внедрение информативных и
достаточно простых в использовании методов
выявления повышенного уровня ПЭН и вызывающих
его причин;
2) разработка методов медико-психологической
коррекции хронического ПЭН; 3) создание сети
кабинетов психологической помощи населению и
подготовка специалистов для работы в таких
кабинетах.
Сотрудниками лаборатории психологических
проблем профилактики Государственного
научно-исследовательского центра
профилактической медицины МЗ РФ на протяжении
1984— 1994 гг. в рамках эпидемиологических
исследований ежегодно проводилось массовое
психологическое обследование репрезентативных
выборок взрослого населения г. Москвы. На
основании данных обследования была получена
информация о динамике уровня ПЭН населения
Москвы в течение 9 лет в условиях постоянного
изменения экономической и политической
ситуации, о группах риска по психологическим
показателям, а также о динамике потребности
населения в психологической помощи.
В ходе исследования в целях оценки уровня ПЭН и
его источников у взрослого населения был
разработан опросник “Ваше самочувствие” (ВС),
включающий в себя батарею тестов
экспресс-диагностики. Данная батарея тестов была
создана с учетом рекомендаций экспертов
Всемирной организации здравоохранения для
проведения популяционных исследований
психосоциальных факторов, влияющих на здоровье
населения разных стран [6]. Опросник ВС позволяет
выявлять лиц с повышенным уровнем ПЭН, т. е. тех,
кто нуждается в получении психологической
помощи (в индивидуальном психологическом
консультировании, групповых занятиях по
обучению навыкам саморегуляции и преодоления
стресса).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО
НАПРЯЖЕНИЯ
В психологической литературе ПЭН принято
относить к классу эмоциональных явлений. Как и
все эмоциональные явления (аффекты, эмоции,
чувства), ПЭН является формой представленности в
сознании человека личностного смысла
происходящих в его жизни событий и отражает
степень удовлетворенности его потребностей.
Всякое эмоциональное явление характеризуется
тем или иным субъективным качеством
(модальностью) и предметным содержанием.
По своему субъективному качеству ПЭН и другие
эмоции, возникающие в ситуации
неудовлетворенности потребностей, являются
отрицательными эмоциональными переживаниями. К
ним можно отнести такие модальности эмоций, как
неудовлетворенность, раздражение,
подавленность, тревога, страх, дискомфорт и т. п.
Неблагоприятные эмоциональные состояния через
изменение нейрогуморальной регуляции могут
воздействовать на физиологические процессы в
организме человека и способствовать развитию
многих хронических заболеваний.
Предметное содержание эмоциональных явлений,
возникающих в ситуации неудовлетворенности
потребностей, составляют ситуации, условия,
события и изменения, происходящие в
жизнедеятельности человека и воспринимаемые им
как препятствия на пути достижения целей и
удовлетворения потребностей.
Итак, под термином “психоэмоциональное
напряжение” понимаются разнообразные
неблагоприятные эмоциональные состояния,
связанные с неудовлетворенностью основных
жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт,
стресс, тревога, депрессия, состояние
неудовлетворенности и т. п. На развитие ПЭН могут
влиять условия жизни людей,
социально-демографические показатели,
личностные особенности, отношения в семье, на
работе, бытовые проблемы, способы проведения
досуга, привычки, влияющие на здоровье
(самосохранительное поведение) и т. п.
Исходя из вышеизложенных общепсихологических
представлений о природе ПЭН, при разработке и
внедрении методов оценки уровня ПЭН и влияющих
на него факторов у населения необходимо решить
задачу диагностики, с одной стороны, основных
эмоциональных состояний, составляющих ПЭН
(стресс, тревога, уровень удовлетворенности), и, с
другой стороны, источников ПЭН.
Далее...
|