ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КОГНИТИВНОЙ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Н. И. ЧУПРИКОВА. Т. Д. РАТАНОВА
В настоящее время в психологии наметились два, на
первый взгляд, противоположных подхода к
раскрытию умственных способностей, традиционно
измеряемых тестами интеллекта. Первый подход
можно назвать системно-структурным. Его
сторонники справедливо полагают, что за термином
“интеллект” скрывается функционирование
сложных по компонентному составу многоуровневых
когнитивных репрезентативно-операциональных
структур, качество и организация которых
определяют эффективность решения как тестовых,
так и широкого круга учебных, практических и
жизненных задач [2], [8], [9], [17].
Наряду с этим развивается другое направление,
связанное с поиском небольшого числа простейших
базовых психофизиологических и физиологических
процессов и функций, свойства или качества
которых могли бы лежать в основе
успешности-неуспешности решения множества
задач, как входящих в тесты интеллекта, так и
постоянно встающих перед индивидом в его учебной
и профессиональной деятельности и в
практической жизни. Среди этих базовых процессов
изучаются особенности корковой ритмики,
вызванных потенциалов мозга, объем
кратковременной памяти, время опознания простых
стимулов, время относительно несложных реакций
выбора по предварительной инструкции [11], [12]. Это
направление можно условно назвать
редукци-онистским, не вкладывая в термин
никакого отрицательного значения.
В рамках этих подходов получены информативные и
в целом убедительные результаты. Они говорят о
связи умственных способностей и с особенностями
структурной организации познавательных
процессов, и практически со всеми выбранными для
изучения очень простыми физиологическими и
психофизиологическими процессами и функциями.
Однако как увязать эти, почти не стыкующиеся друг
с другом, системы фактов?
Х. Ю. Айзенк назвал одновременное существование
тех и других противоречием, разрешение которого
должно стать делом будущего [12]. Но на самом деле
противоречия здесь нет, а есть то, что в данном
случае, в области психологии умственных
способностей исследования вплотную подошли к
одной из общих универсальных проблем всех наук о
жизни и человеке — к проблеме согласования в
единой непротиворечивой теории данных,
характеризующих разные уровни организации и
протекания целостных функций организма.
Настоящее исследование выполнено на основе
обоих подходов и направлено на теоретический и
экспериментальный поиск некоторых возможностей
их сближения.
В рамках парадигмы редукционистского подхода мы
изучали связь между показателями интеллекта и
скоростью дифференцирования несложных сигналов.
А следуя логике системно-структурного подхода,
взяли для изучения показатель, характеризующий
организацию одного из фрагментов семантического
пространства наших испытуемых.
Поскольку в исследовании изучалась связь между
показателями интеллекта и скоростью
дифференцирования сигналов, остановимся кратко
на истории и современном состоянии этого
вопроса.
Предположение, что способности к тонкому
различению и к быстрому реагированию должны
лежать в фундаменте высоких умственных
достижений, было выдвинуто еще основателем
психометрики Ф. Гальтоном [13]. Однако в
доказательстве той ее части, которая касается
связи умственных достижений и скорости
реагирования, он потерпел полную неудачу.
Измерив время простой реакции на звуки у тысячи
испытуемых, Гальтон не нашел никакой разницы
между средними лондонцами и членами
Королевского общества [15]. И все же, как
выяснилось, Гальтон был совершенно прав, а
причины его неудачи стали понятны после
проведения ряда современных исследований.
Во-первых, он не связал в единой концепции и
методике тонкость различения и быстроту
реагирования, и поэтому регистрировал время
простой реакции, а не время реакций различения и
выбора;
во-вторых, он регистрировал время простой
реакции только у взрослых людей, тогда как у
детей могли быть получены иные результаты.
Сейчас имеется достаточно много исследований, в
которых выявлены статистически значимые
различия скорости осуществления разного рода
реакций выбора у более и менее способных
школьников и взрослых и статистически значимые
корреляционные связи среднего уровня
(коэффициенты корреляции 0, 350—0, 550) между
показателями скорости этих реакций и
умственными способностями, оцениваемыми по
разным интеллектуальным тестам [10], [11]. [14], [16].
Перечислим основные типы реакций, скорость
которых оказалась связанной с умственными
способностями:
реакции выбора из двух и более альтернатив;
установление тождества — различия двух
одновременно предъявляемых букв по написанию
или по названию (во втором случае одна из букв
прописная, а другая строчная);
замедление быстроты реагирования при увеличении
числа альтернатив и при переходе от сравнения
букв по написанию к сравнению по названию: чем
ниже умственные способности, тем больше
увеличивается время реагирования;
Далее...
|