Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КОГНИТИВНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Н. И. ЧУПРИКОВА. Т. Д. РАТАНОВА

В настоящее время в психологии наметились два, на первый взгляд, противоположных подхода к раскрытию умственных способностей, традиционно измеряемых тестами интеллекта. Первый подход можно назвать системно-структурным. Его сторонники справедливо полагают, что за термином “интеллект” скрывается функционирование сложных по компонентному составу многоуровневых когнитивных репрезентативно-операциональных структур, качество и организация которых определяют эффективность решения как тестовых, так и широкого круга учебных, практических и жизненных задач [2], [8], [9], [17].

Наряду с этим развивается другое направление, связанное с поиском небольшого числа простейших базовых психофизиологических и физиологических процессов и функций, свойства или качества которых могли бы лежать в основе успешности-неуспешности решения множества задач, как входящих в тесты интеллекта, так и постоянно встающих перед индивидом в его учебной и профессиональной деятельности и в практической жизни. Среди этих базовых процессов изучаются особенности корковой ритмики, вызванных потенциалов мозга, объем кратковременной памяти, время опознания простых стимулов, время относительно несложных реакций выбора по предварительной инструкции [11], [12]. Это направление можно условно назвать редукци-онистским, не вкладывая в термин никакого отрицательного значения.

В рамках этих подходов получены информативные и в целом убедительные результаты. Они говорят о связи умственных способностей и с особенностями структурной организации познавательных процессов, и практически со всеми выбранными для изучения очень простыми физиологическими и психофизиологическими процессами и функциями. Однако как увязать эти, почти не стыкующиеся друг с другом, системы фактов?

Х. Ю. Айзенк назвал одновременное существование тех и других противоречием, разрешение которого должно стать делом будущего [12]. Но на самом деле противоречия здесь нет, а есть то, что в данном случае, в области психологии умственных способностей исследования вплотную подошли к одной из общих универсальных проблем всех наук о жизни и человеке — к проблеме согласования в единой непротиворечивой теории данных, характеризующих разные уровни организации и протекания целостных функций организма.

Настоящее исследование выполнено на основе обоих подходов и направлено на теоретический и экспериментальный поиск некоторых возможностей их сближения.

В рамках парадигмы редукционистского подхода мы изучали связь между показателями интеллекта и скоростью дифференцирования несложных сигналов. А следуя логике системно-структурного подхода, взяли для изучения показатель, характеризующий организацию одного из фрагментов семантического пространства наших испытуемых.

Поскольку в исследовании изучалась связь между показателями интеллекта и скоростью дифференцирования сигналов, остановимся кратко на истории и современном состоянии этого вопроса.

Предположение, что способности к тонкому различению и к быстрому реагированию должны лежать в фундаменте высоких умственных достижений, было выдвинуто еще основателем психометрики Ф. Гальтоном [13]. Однако в доказательстве той ее части, которая касается связи умственных достижений и скорости реагирования, он потерпел полную неудачу. Измерив время простой реакции на звуки у тысячи испытуемых, Гальтон не нашел никакой разницы между средними лондонцами и членами Королевского общества [15]. И все же, как выяснилось, Гальтон был совершенно прав, а причины его неудачи стали понятны после проведения ряда современных исследований. Во-первых, он не связал в единой концепции и методике тонкость различения и быстроту реагирования, и поэтому регистрировал время простой реакции, а не время реакций различения и выбора;

во-вторых, он регистрировал время простой реакции только у взрослых людей, тогда как у детей могли быть получены иные результаты.

Сейчас имеется достаточно много исследований, в которых выявлены статистически значимые различия скорости осуществления разного рода реакций выбора у более и менее способных школьников и взрослых и статистически значимые корреляционные связи среднего уровня (коэффициенты корреляции 0, 350—0, 550) между показателями скорости этих реакций и умственными способностями, оцениваемыми по разным интеллектуальным тестам [10], [11]. [14], [16].

Перечислим основные типы реакций, скорость которых оказалась связанной с умственными способностями:

реакции выбора из двух и более альтернатив;

установление тождества — различия двух одновременно предъявляемых букв по написанию или по названию (во втором случае одна из букв прописная, а другая строчная);

замедление быстроты реагирования при увеличении числа альтернатив и при переходе от сравнения букв по написанию к сравнению по названию: чем ниже умственные способности, тем больше увеличивается время реагирования;



Далее...