Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭВМ В ПРОЦЕССЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ


А. О. ПРОХОРОВ, А. Е. СЕРЕЖКИНА

Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. В отечественной психологической науке появилось новое направление — психология компьютеризации, в основу которого легла выдвинутая О. К. Тихомировым концепция преобразования мыслительной деятельности человека через компьютеры и другие средства информатики [14]. В задачи этого направления входят: изучение закономерностей и принципов организации различных видов человеческой деятельности, опосредствованной компьютерами, диалога между человеком и компьютером; изучение законов психического отражения и психического развития в условиях использования компьютеров; влияние компьютеризации на личность и личности на компьютеризацию и другие [15].

Развитие этого направления позволило выявить ряд важных закономерностей психологии взаимодействия человека и ЭВМ [2], [3], [4], [16]. В то же время фактически белым пятном остались исследования психических состояний пользователей ЭВМ, тогда как значимость состояний психики в различных сферах человеческой деятельности чрезвычайно велика [5], [9], [10]—[13]. Из этих работ следует, что психические состояния являются фоном психической деятельности, влияют на динамику психических процессов, выполняют интегрирующую функцию, объединяя на временном отрезке процессы и свойства в “психологический строй” личности, и регуляторную функцию, обеспечивая саморегуляцию психической деятельности и др. Психические состояния во многом обусловливают эффективность различных видов деятельности, оптимальность общения и поведения, продуктивность труда. В отдельных исследованиях психических состояний пользователей ЭВМ [1], [6], [18] был выявлен ряд типичных эмоциональных состояний, обусловленных отношением пользователя к компьютеру [18], установлено влияние отдельных текущих психических состояний на эффективность деятельности операторов-программистов [1], исследовано состояние страха перед компьютером [6]. Другая группа работ связана с разработкой методов диагностики психических состояний пользователей ЭВМ. Так, А. Н. Занковский [7] предлагает использовать для этих целей метод семантического дифференциала. По мнению С. Л. Шора [17], в экстремальных условиях деятельности для диагностики состояний лучше пользоваться методом пиктограмм. Применительно к учебной деятельности был разработан компьютерный вариант методики Спилбергера [8]. Особенно актуальна проблема учета психических состояний — в обучении, где от способности субъектов приходить в адекватные для учебной деятельности состояния зависит продуктивность учебного процесса [11]. Эта закономерность, как мы предполагаем, имеет место и при обучении работе в автоматизированной системе научных исследований, где компьютер — объект изучения, а также работе в автоматизированных обучающих системах, где компьютер — средство обучения. В то же время очевидно, что деятельность профессиональных пользователей ЭВМ и особенности обучения с использованием компьютера имеют специфику, отражающуюся в психических состояниях человека за компьютером. Вне учета этих состояний невозможна эффективная организация компьютеризированного обучения, создание новых технологий компьютерного обучения и продуктивная профессиональная деятельность пользователей ЭВМ. Поэтому целью нашей работы являлось исследование психических состояний человека в процессе компьютерного обучения, а также влияние состояний пользователя на эффективность его труда.

МЕТОДИКА

Исследование психических состояний пользователей ЭВМ проходило в три этапа. На первом этапе были выявлены наиболее часто встречающиеся (типичные) состояния пользователей ЭВМ. Для этих целей нами была разработана анкета. Респонденты описывали наиболее часто встречающиеся у них состояния при работе на компьютере в различных ситуациях и этапах работы: в самом начале работы, по ее окончании, при смене кадра обучающей или контролирующей программы или прикладного пакета, в нестандартных ситуациях. По результатам обследования нами был разработан опросник, в который вошли выделенные типичные психические состояния. Участниками анкетирования были школьники, только что начавшие осваивать ЭВМ, студенты, уже обладающие начальными навыками работы на компьютере, стажеры-исследователи и аспиранты, слушатели ФПК, изучавшие программирование и обучающиеся по компьютерной технологии. В обучении использовались “Электроника ДЗ-28”, БК-0010, КУВТ “Ямаха”, IBM PC, языки программирования и пакеты прикладных программ (игровые программы не применялись). Было обследовано 168 человек: 64 мужчины, 104 женщины (до 17 лет — 41, от 18 до 21 — 9, от 22 до 25 лет — 42, от 26 до 40 лет — 51, от 41 до 55 лет —20). По времени работы за компьютером пользователи были разделены на несколько групп (до 2 час. работы в неделю, до 4 час. работы в неделю и т. д.). На втором этапе исследовались взаимоотношения между типичными состояниями на разных этапах использования ЭВМ и в различных ситуациях работы пользователя (начало и окончание работы, нестандартная ситуация, смена кадра). Для этого на всех этапах деятельности пользователя ЭВМ предлагался разработанный нами опросник психических состояний. Испытуемые оценивали интенсивность (в баллах от О до 5) и длительность актуализированных состояний (сек-мин-часы). В эксперименте участвовало 63 человека. За единицу формы компьютерного обучения был взят урок продолжительностью 2 часа, на котором пользователи ЭВМ осваивали программирование, технику работы и прочее. Исследования проводились до и после урока, а также в двух типичных ситуациях работы на компьютере — при смене кадра (когда на экране предъявляется какая-либо новая информация для изучения и принятия решения) и при нестандартной ситуации. Нестандартная ситуация в понимании пользователей — это появление обстоятельства, мешающего работе или делающего ее невозможной. Создание такой ситуации либо не зависит от пользователя (западание клавиши, “зависание” системы), либо является следствием неправильных действий, причем нередко операции по исправлению последних у пользователя еще не сформированы. За редким исключением (“задумался”, “исправляю ошибку”), на вопрос о способах выхода из нестандартной ситуации следовали ответы “зову преподавателя”, “обращаюсь к друзьям”, либо “ругаюсь”, “перебираю клавиши”. Как правило, у большинства пользователей понятие “нестандартная ситуация” имеет негативный оттенок. На третьем этапе исследовалось влияние психических состояний на различные характеристики продуктивности деятельности пользователя ЭВМ. К показателям продуктивности были отнесены: количество отлаженных программ или законченных фрагментов за месяц работы (легких, средней трудности и сложных); время создания программы средней сложности (подготовительный этап и непосредственная отладка на ЭВМ); частота ошибок (логических на этапе алгоритмизации и при написании программы, синтаксических при написании программы и при ее наборе) и другие. Частота ошибок оценивалась по 6-балльной шкале. В эксперименте приняли участие 33 человека. В статистической обработке использовались параметрические и непараметрические статистики связей и различий, а также многомерные методики.



Далее...