Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: РАБОТА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С РОДИТЕЛЯМИ В СИТУАЦИИ РОДИТЕЛЬСКО-ЮНОШЕСКИХ КОНФЛИКТОВ


А. Н. ЕЛИЗАРОВ

Родительско-юношеские конфликты занимают значимое место в работе психолога-консультанта на Молодежном телефоне доверия. Обращения по поводу конфликтов между родителями и детьми составляют в совокупности 20% от общего числа обращений и занимают второе место после обращений по поводу эмоциональных отношений в разнополой диаде (25%). Эти данные совпадают с данными службы экстренной психологической помощи детям и подросткам, организованной Медико-психологическим центром “Гармония” в Санкт-Петербурге. И здесь конфликтные отношения с родителями занимают второе место после обращений по поводу “любовных отношений” [9; 5—б]. Отсюда следует, что выработка рекомендаций по работе с участниками этих конфликтов является важной и насущной задачей. По моим наблюдениям, консультанты Телефона доверия, особенно начинающие, испытывают наибольшие трудности при работе именно с этим классом явлений. Поскольку родители обращаются на Телефон доверия в связи с конфликтами со своими детьми ощутимо чаще (14% от общего числа обращений), автор поставил в фокус своих рекомендаций помощь именно этим людям. Статья имеет своей целью указать основные направления, в которых может развиваться консультирование родителей; естественно, что конкретную стратегию консультирования консультант должен выстраивать каждый раз сам в зависимости от особенностей конкретной ситуации. Хотя конфликты могут начаться и в подростковом возрасте, пик конфликтное™ приходится на возраст 15—17 лет, что определило интерес автора к родительско-юношеским конфликтам. Конфликт как неотъемлемый элемент социального бытия личности и группы выполняет две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Цель состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы сделать его продуктивным [7; 122—123]. Рассмотрим обе эти функции на уровне индивида и на уровне группы. Внутриличностный конфликт часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования (например, когда он проявляется в виде чувства неудовлетворенности собой);

результатами в этом случае могут быть достижение душевного равновесия, умиротворенности, повышение осмысленности жизни, новое ценностное сознание. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт также является источником развития (в результате него появляются новые цели, нормы, ценности). В русле осуществления этой конструктивной функции конфликт выполняет ряд более частных задач:

а) адаптирует индивида или группу к новым условиям, в которых они оказались;

б) объективирует источник разногласия и тем самым позволяет устранить его;

в) обнажая и устраняя противоречия, освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации;

г) сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства;

д) помогает изжить внутреннюю напряженность и избавиться от фрустрации;

е) помогает найти подходящие средства влияния на другого;

ж) позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней [7; 123], [14; 138], [13; 20], [6; 13]. Остановимся теперь на деструктивной функции конфликта. Па уровне индивида конфликт может приводить к психологическому дискомфорту. Если конфликт личности с действительностью не может быть переработан так, чтобы был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения, чтобы исчезло патогенное напряжение, то возникает невроз. На уровне группы конфликт может нарушать обмен информацией, систему взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство группы, снижать Групповую сплоченность, в итоге — понижать эффективность функционирования группы в целом [14; 137], [12; 57]. Действия участников конфликта, влияющие деструктивно на другого человека и группу, имеют тенденцию к расширению и эскалации через вовлечение новых участников, увеличение затрат — предположительных и действительных — конфликтующих сторон. При этом происходит интенсификация отрицательного отношения между сторонами: возрастание объема и числа немедленных высказываний и действий, рост числа прецедентов, возникающих в результате конфликта, и т. д. [7; 122].

Продуктивное развитие конфликта, предполагающее совместную концентрацию усилий сторон на решении конфликтной проблемы, в своих главных чертах сходно с процессом творческого мышления. Как и решение творческих задач, оно осуществляется в несколько этапов: от познания проблемы и неудачных попыток решить ее традиционными средствами через фрустрацию и дискомфорт к озарению, позволяющему увидеть проблему в новом ракурсе и найти ее новое решение [7; 123]. Получается, что деструктивная функция конфликта призвана служить двигателем процесса, приводящего к реализации конструктивной функции. Расширение же и эскалация действий участников конфликта, влияющих деструктивно на другого участника и группу (т. е. ситуация, когда деструктивная функция в конфликте начинает доминировать), видимо, связаны с тем, что “озарение, позволяющее увидеть проблему в новом ракурсе и найти ее новое решение”, по каким-либо причинам встречает серьезные препятствия. Так, например, Я-концепция человека может препятствовать трезвому взгляду на конфликтную ситуацию, без чего немыслимо прийти к конструктивному решению. Соотнесение собственной Я-концепции с реальным опытом своего конфликтного поведения приводит к актуализации у человека механизма защитной символизации в осознании тех явлений его опыта, которые противоречат Я-концепции [17; 88].



Далее...