Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ О ДУШЕ


Е. А. САВИНА

Знания о психике являются важным средством организации человеком своего внутреннего мира, а также понимания им других людей. Усвоение этих знаний, как правило, происходит стихийно. Путем проб и ошибок ребенок учится понимать себя и других, объяснять свои и чужие поступки, выстраивать линию собственного поведения. Представления о внутренней жизни человека, по всей видимости, возникают в онтогенезе достаточно рано и в наибольшей степени востребуются в подростковом возрасте. Открытие Я происходит не случайно и не вдруг, а имеет под собой длительную работу детского сознания, о которой мы, к сожалению, мало знаем.

Генезис представлений детей о психике человека продолжает оставаться малоизученной проблемой в отечественной психологии. Внимание исследователей, главным образом, было обращено на изучение особенностей социальной перцепции в детском возрасте (А. А. Бодалев, В. Н. Панферов, Е. О. Смирнова и другие). В исследованиях Е. В. Субботского, посвященных генезису представлений детей о собственно психической жизни человека, обнаружилась необходимость найти доступный для ребенка язык описания психической реальности. Е. В. Субботский в беседе с ребенком в качестве обозначающего внутренний мир человека использует местоимение Я. Однако ответы детей показали, что они не связывают Я ни с психическим, ни с физическим бытием человека, считая, что Я — это “слово”, “звук”, “буква” [3]. Исторически сложилось, что психическая реальность репрезентируется в обыденном сознании понятием “душа”. Представления о ней существовали с древнейших времен. Человек выдвинул идею души, пытаясь овладеть собственным внутренним миром, она была “первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы обязаны сейчас существованием нашей науки” [1; 429].

Целью нашего экспериментального исследования стало изучение представления детей 5—10 лет о душе, ее функциях, взаимоотношении с телом. В эксперименте приняли участие 17 дошкольников 6-го года жизни, 40 — 7-го года жизни, первоклассники (20 человек), третьеклассники (37 человек). Методом исследования была индивидуальная беседа (некоторые вопросы мы заимствовали из бесед Е. В. Субботского [3]) 1.

Анализируя ответы детей на вопрос “Что такое душа?”, можно выделить несколько групп суждений. В первой группе суждений душа рассматривается детьми как “двойник” человека: “это почти как Я” (7-й год), “похожа на меня” (3 класс). В одних случаях этот “двойник” отличался от человека тем, что он прозрачный и невидимый: “душа может выходить из тела в виде прозрачного человека” (6-й год), “это будто прозрачное, но как Я” (7-й год), “это копия нашего лица, но уже невидимая” (1 класс). В других случаях различие было в размере: “это маленькое существо во мне”, “это гномик, который живет внутри нас” (1 класс).

Во второй группе суждений душа понимается детьми как явление, автономное от тела, бессмертное, способное самостоятельно перемещаться в пространстве: “прозрачная и летает” (6-й год), “невидимая и летает”, “когда человек умирает, в комнате остается его душа” (3 класс).

Третья группа суждений характеризует душу как нечто внутреннее, находящееся в теле: “то, что живет в теле” (6-й год), “это что-то внутри” (7-й год), “это внутри меня” (1 класс).

Четвертая, самая многочисленная группа высказываний, характеризует душу как эмоционально-нравственное начало в человеке, причем таких суждений практически нет у детей 6-го года жизни, наибольшее их число приходится на 9-й год жизни и несколько снижается в школьном возрасте: “это, как будто переживаешь за кого-то”, “это, когда я плачу”, “душа — это доброе отношение ко всему, что нас окружает”, “это то, что у некоторых болит, или горе случилось, и душа болит за кого-то”, “душа — это сама доброта” (7-й год),

 “душа может быть доброй, а может быть злой” (1 класс), “душа обо всем жалеет, все чувствует”, “душа может переживать, огорчаться” (3 класс).

Самая малочисленная, пятая, группа высказываний (по 1-2 в каждой возрастной группе) характеризует душу с точки зрения ее познавательной функции:

“это, чем думаешь” (6-й год), “это, чем мечтаешь”, “она думает и находится в голове” (7-й год), “как человек думает” (1 класс), “то, что человек представляет, думает, выражает” (3 класс).

Необходимость души для человека дети объясняют по-разному. В первой группе ответов (самой многочисленной в шести- и десятилетнем возрасте) дети приписывают душе функцию источника жизни: “без души человек умирает”, “если она уйдет, человек умрет”, “чтобы тело жило” (6-й год), “человек без души не сможет жить” (7-й год), “из-за души живем”, “без души человек не существует”, “тело без души будет мертвое” (3 класс).

Вторая группа ответов, самая многочисленная у детей 7-го года жизни, связывает с душой эмоционально-нравственную функцию: “душа нужна, чтобы помогать другим, жалеть” (6-й год), “без души нельзя жить по-доброму”, “без души нельзя, а то будешь злым, как Снежная Королева”, “без души человек будет злой” (7-й год), “душа нужна, чтобы чувствовать все”, “человек будет злой без души и не за кого будет переживать”, “душа жалеет, переживает, горюет” (3 класс).

Наконец, в третьей группе суждений о необходимости души дети объясняют ее познавательной функцией:

“душа нужна, чтобы быть умным”, “чтобы все знать” (7-й год), “чтобы думать” (3 класс).

Беседы с детьми обнаружили, что подавляющее большинство детей 6-го года жизни (70%) признают необходимость души, невозможность существования человека без нее. В третьем классе число таких детей увеличивается до 90%.

Нас также интересовало, наделяет ли ребенок душу материально-телесными атрибутами (видимость-осязаемость) или же она представляет для него совершенно особую реальность, отличную от тела. Для этого мы спрашивали наших испытуемых: “Можно ли увидеть или потрогать душу?” Ответы распределились следующим образом,



Далее...