ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ О
ДУШЕ
Е. А. САВИНА
Знания о психике являются важным средством
организации человеком своего внутреннего мира, а
также понимания им других людей. Усвоение этих
знаний, как правило, происходит стихийно. Путем
проб и ошибок ребенок учится понимать себя и
других, объяснять свои и чужие поступки,
выстраивать линию собственного поведения.
Представления о внутренней жизни человека, по
всей видимости, возникают в онтогенезе
достаточно рано и в наибольшей степени
востребуются в подростковом возрасте. Открытие Я
происходит не случайно и не вдруг, а имеет под
собой длительную работу детского сознания, о
которой мы, к сожалению, мало знаем.
Генезис представлений детей о психике человека
продолжает оставаться малоизученной проблемой в
отечественной психологии. Внимание
исследователей, главным образом, было обращено
на изучение особенностей социальной перцепции в
детском возрасте (А. А. Бодалев, В. Н. Панферов, Е. О.
Смирнова и другие). В исследованиях Е. В.
Субботского, посвященных генезису представлений
детей о собственно психической жизни человека,
обнаружилась необходимость найти доступный для
ребенка язык описания психической реальности. Е.
В. Субботский в беседе с ребенком в качестве
обозначающего внутренний мир человека
использует местоимение Я. Однако ответы детей
показали, что они не связывают Я ни с психическим,
ни с физическим бытием человека, считая, что Я —
это “слово”, “звук”, “буква” [3]. Исторически
сложилось, что психическая реальность
репрезентируется в обыденном сознании понятием
“душа”. Представления о ней существовали с
древнейших времен. Человек выдвинул идею души,
пытаясь овладеть собственным внутренним миром,
она была “первой научной гипотезой древнего
человека, огромным завоеванием мысли, которому
мы обязаны сейчас существованием нашей науки” [1;
429].
Целью нашего экспериментального исследования
стало изучение представления детей 5—10 лет о
душе, ее функциях, взаимоотношении с телом. В
эксперименте приняли участие 17 дошкольников 6-го
года жизни, 40 — 7-го года жизни, первоклассники (20
человек), третьеклассники (37 человек). Методом
исследования была индивидуальная беседа
(некоторые вопросы мы заимствовали из бесед Е. В.
Субботского [3]) 1.
Анализируя ответы детей на вопрос “Что такое
душа?”, можно выделить несколько групп суждений.
В первой группе суждений душа рассматривается
детьми как “двойник” человека: “это почти как
Я” (7-й год), “похожа на меня” (3 класс). В одних
случаях этот “двойник” отличался от человека
тем, что он прозрачный и невидимый: “душа может
выходить из тела в виде прозрачного человека”
(6-й год), “это будто прозрачное, но как Я” (7-й год),
“это копия нашего лица, но уже невидимая” (1
класс). В других случаях различие было в размере:
“это маленькое существо во мне”, “это гномик,
который живет внутри нас” (1 класс).
Во второй группе суждений душа понимается детьми
как явление, автономное от тела, бессмертное,
способное самостоятельно перемещаться в
пространстве: “прозрачная и летает” (6-й год),
“невидимая и летает”, “когда человек умирает, в
комнате остается его душа” (3 класс).
Третья группа суждений характеризует душу как
нечто внутреннее, находящееся в теле: “то, что
живет в теле” (6-й год), “это что-то внутри” (7-й
год), “это внутри меня” (1 класс).
Четвертая, самая многочисленная группа
высказываний, характеризует душу как
эмоционально-нравственное начало в человеке,
причем таких суждений практически нет у детей
6-го года жизни, наибольшее их число приходится на
9-й год жизни и несколько снижается в школьном
возрасте: “это, как будто переживаешь за
кого-то”, “это, когда я плачу”, “душа — это
доброе отношение ко всему, что нас окружает”,
“это то, что у некоторых болит, или горе
случилось, и душа болит за кого-то”, “душа — это
сама доброта” (7-й год),
“душа может быть доброй, а может быть злой” (1
класс), “душа обо всем жалеет, все чувствует”,
“душа может переживать, огорчаться” (3 класс).
Самая малочисленная, пятая, группа высказываний
(по 1-2 в каждой возрастной группе) характеризует
душу с точки зрения ее познавательной функции:
“это, чем думаешь” (6-й год), “это, чем мечтаешь”,
“она думает и находится в голове” (7-й год), “как
человек думает” (1 класс), “то, что человек
представляет, думает, выражает” (3 класс).
Необходимость души для человека дети объясняют
по-разному. В первой группе ответов (самой
многочисленной в шести- и десятилетнем возрасте)
дети приписывают душе функцию источника жизни:
“без души человек умирает”, “если она уйдет,
человек умрет”, “чтобы тело жило” (6-й год),
“человек без души не сможет жить” (7-й год),
“из-за души живем”, “без души человек не
существует”, “тело без души будет мертвое” (3
класс).
Вторая группа ответов, самая многочисленная у
детей 7-го года жизни, связывает с душой
эмоционально-нравственную функцию: “душа нужна,
чтобы помогать другим, жалеть” (6-й год), “без
души нельзя жить по-доброму”, “без души нельзя, а
то будешь злым, как Снежная Королева”, “без души
человек будет злой” (7-й год), “душа нужна, чтобы
чувствовать все”, “человек будет злой без души и
не за кого будет переживать”, “душа жалеет,
переживает, горюет” (3 класс).
Наконец, в третьей группе суждений о
необходимости души дети объясняют ее
познавательной функцией:
“душа нужна, чтобы быть умным”, “чтобы все
знать” (7-й год), “чтобы думать” (3 класс).
Беседы с детьми обнаружили, что подавляющее
большинство детей 6-го года жизни (70%) признают
необходимость души, невозможность существования
человека без нее. В третьем классе число таких
детей увеличивается до 90%.
Нас также интересовало, наделяет ли ребенок душу
материально-телесными атрибутами
(видимость-осязаемость) или же она представляет
для него совершенно особую реальность, отличную
от тела. Для этого мы спрашивали наших
испытуемых: “Можно ли увидеть или потрогать
душу?” Ответы распределились следующим образом,
Далее...
|