РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ
О. В. ГОРДЕЕВА
Подготовлено при поддержке Российского фонда
фундаментальных исследований №94-06-19766a.
ВВЕДЕНИЕ
Эта статья посвящена обзору зарубежных
исследований, касающихся развития языка эмоций в
детском возрасте. Под словами “язык эмоций” в
данном случае подразумевается совокупность
вербальных обозначений эмоций, которые служат,
как известно, средством их осознания.
Проблема осознания человеком собственных
эмоциональных переживаний была поставлена и
получила определенную теоретическую разработку
в трудах таких выдающихся психологов, как С. Л.
Рубинштейн и Л. С. Выготский, они обращались, в
частности, и к вопросу о средствах такого
осознания [2], [11]. Хотя этот вопрос
экспериментально исследовался в отечественной
психологии [5], [7], [8], [9], он редко становился
предметом специального анализа. Поэтому данные
зарубежных авторов по проблеме развития языка
эмоций представляют особый интерес для
дальнейших исследований по данной теме. Изучение
языка эмоций может помочь, в целом, разработке
проблем сознания и самосознания, особенно в
связи с вопросом о возрастных изменениях
структуры и содержания значений, о развитии
категориальных структур сознания у ребенка.
Кроме того, изучение формирования и развития
средств рефлексии, являющейся необходимым
компонентом творческой деятельности,
организующим и регулирующим творческий процесс,
будет способствовать дальнейшему исследованию
проблемы творчества.
Данные, приведенные здесь, имеют не только
теоретическую, но и практическую значимость. Так,
результаты изучения развития языка эмоций
позволяют расширить использование методов
самоотчета у детей при исследовании
эмоциональной сферы ребенка, развития
социального познания в детском возрасте и т. п.
Они также увеличивают возможность учета уровня
словарного развития в определенном возрасте при
выборе стимульного материала или составлении
вербальных инструкций.
Рассматривая развитие средств осознания эмоций,
мы продвигались в своем анализе вглубь,
первоначально остановившись на словаре эмоций,
т. е. названиях тех значений, в которых осознаются
эмоциональные переживания. Далее мы перешли к
проблеме самих значений — сначала их содержания,
затем — структуры. В связи с этим в работе
приведены данные зарубежных исследователей о
ходе усвоения ребенком названий различных
эмоций (о факторах, влияющих на этот процесс, его
темпах и динамике), о развитии содержания слов,
служащих для обозначения эмоций (и его основных
тенденциях), которые сопоставляются с фактами и
наблюдениями, полученными отечественными
психологами, рассматриваются представления и
идеи отечественных и зарубежных авторов о
происходящих в онтогенезе изменениях структуры
значений данных слов. Конечной целью этого
явился поиск общих закономерностей развития
языка эмоций и, шире, формирования и становления
средств рефлексии. Кроме того, мы хотели
продемонстрировать продуктивность применения
методов структурного анализа для изучения
содержания терминов, обозначающих эмоции, и, в
частности, возможности данных методов для
подтверждения предположения о том, что
категориальная система для осмысления эмоций
обуславливается не только уровнем развития
рефлексии данного конкретного человека, но и той
задачей, которая стоит перед ним.
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА ЭМОЦИЙ
Прежде чем переходить к рассмотрению проблемы
развития языка эмоций, кратко остановимся на
вопросе о предпосылках и условиях такого
развития. Сейчас известны многочисленные данные
о том, что полученный в детстве неадекватный
эмоциональный опыт (в неблагополучных семьях,
при нарушении взаимоотношений детей с
родителями и родителей между собой) отражается
на общем эмоциональном развитии ребенка, ведет к
недоразвитию “аффективных схем” и нарушениям
взаимоотношений с окружающими и, кроме того,
связан с трудностями в вербализации собственных
переживаний и бедностью словаря, относящегося к
аффективной жизни [15], [17], [18], [19]. Этими авторами
делается вывод о том, что адекватное
эмоциональное развитие является необходимой
предпосылкой появления способности к
вербализации собственных переживаний.
В данных работах рассматривались факторы,
влияющие опосредованно, через развитие
аффективной сферы, на развитие языка эмоций в
частности, изучались условия, более
непосредственно влияющие на успешность
овладения ребенком словарем обозначений эмоций,
а именно — те возможности, которые представляют
ребенку его собеседники, в первую очередь —
матери [14]. Установлена прямая зависимость
развития подобной способности от того, насколько
часто с детьми говорят об эмоциональных
состояниях. Так, матери больше поощряют
коммуникацию по поводу внутренних состояний у
девочек, нежели у мальчиков (т. е. чаще говорят об
этом, обращаясь к девочкам, а не к мальчикам) в
возрасте 18 мес, а соответствующие различия
появляются у детей уже к 24 мес (т. е. к этому
возрасту девочки начинают больше ссылаться на
переживания по сравнению с мальчиками).
В отечественной психологии в качестве основной
детерминанты развития языка эмоций
рассматривалась деятельность общения ребенка.
Так, М. И. Лисина изучала, в частности, зависимость
развития способности ребенка использовать в
своей речи слова, служащие для вербализации
эмоций (глаголы со значением эмоционального и
аффективного действия и прилагательные со
значением эмоционального свойства), от уровня
общения и его формы [5]. Было обнаружено
максимальное развитие этой способности у
дошкольников со внеситуативно-личной формой
общения, чуть меньшее — у детей с
внеситуативно-познавательной формой, полное
отсутствие употребления данных слов — при
ситуативно-деловой форме. Рассмотрение языка
эмоций в контексте общения со взрослыми и
сверстниками и соотнесение его с процессами
речевого развития ребенка является, несомненно,
перспективным подходом к изучению предпосылок
развития языка эмоций.
Далее...
|