Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ

О. В. ГОРДЕЕВА

Подготовлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований №94-06-19766a.

ВВЕДЕНИЕ

Эта статья посвящена обзору зарубежных исследований, касающихся развития языка эмоций в детском возрасте. Под словами “язык эмоций” в данном случае подразумевается совокупность вербальных обозначений эмоций, которые служат, как известно, средством их осознания.

Проблема осознания человеком собственных эмоциональных переживаний была поставлена и получила определенную теоретическую разработку в трудах таких выдающихся психологов, как С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский, они обращались, в частности, и к вопросу о средствах такого осознания [2], [11]. Хотя этот вопрос экспериментально исследовался в отечественной психологии [5], [7], [8], [9], он редко становился предметом специального анализа. Поэтому данные зарубежных авторов по проблеме развития языка эмоций представляют особый интерес для дальнейших исследований по данной теме. Изучение языка эмоций может помочь, в целом, разработке проблем сознания и самосознания, особенно в связи с вопросом о возрастных изменениях структуры и содержания значений, о развитии категориальных структур сознания у ребенка. Кроме того, изучение формирования и развития средств рефлексии, являющейся необходимым компонентом творческой деятельности, организующим и регулирующим творческий процесс, будет способствовать дальнейшему исследованию проблемы творчества.

Данные, приведенные здесь, имеют не только теоретическую, но и практическую значимость. Так, результаты изучения развития языка эмоций позволяют расширить использование методов самоотчета у детей при исследовании эмоциональной сферы ребенка, развития социального познания в детском возрасте и т. п. Они также увеличивают возможность учета уровня словарного развития в определенном возрасте при выборе стимульного материала или составлении вербальных инструкций.

Рассматривая развитие средств осознания эмоций, мы продвигались в своем анализе вглубь, первоначально остановившись на словаре эмоций, т. е. названиях тех значений, в которых осознаются эмоциональные переживания. Далее мы перешли к проблеме самих значений — сначала их содержания, затем — структуры. В связи с этим в работе приведены данные зарубежных исследователей о ходе усвоения ребенком названий различных эмоций (о факторах, влияющих на этот процесс, его темпах и динамике), о развитии содержания слов, служащих для обозначения эмоций (и его основных тенденциях), которые сопоставляются с фактами и наблюдениями, полученными отечественными психологами, рассматриваются представления и идеи отечественных и зарубежных авторов о происходящих в онтогенезе изменениях структуры значений данных слов. Конечной целью этого явился поиск общих закономерностей развития языка эмоций и, шире, формирования и становления средств рефлексии. Кроме того, мы хотели продемонстрировать продуктивность применения методов структурного анализа для изучения содержания терминов, обозначающих эмоции, и, в частности, возможности данных методов для подтверждения предположения о том, что категориальная система для осмысления эмоций обуславливается не только уровнем развития рефлексии данного конкретного человека, но и той задачей, которая стоит перед ним.

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА ЭМОЦИЙ

Прежде чем переходить к рассмотрению проблемы развития языка эмоций, кратко остановимся на вопросе о предпосылках и условиях такого развития. Сейчас известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве неадекватный эмоциональный опыт (в неблагополучных семьях, при нарушении взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой) отражается на общем эмоциональном развитии ребенка, ведет к недоразвитию “аффективных схем” и нарушениям взаимоотношений с окружающими и, кроме того, связан с трудностями в вербализации собственных переживаний и бедностью словаря, относящегося к аффективной жизни [15], [17], [18], [19]. Этими авторами делается вывод о том, что адекватное эмоциональное развитие является необходимой предпосылкой появления способности к вербализации собственных переживаний.

В данных работах рассматривались факторы, влияющие опосредованно, через развитие аффективной сферы, на развитие языка эмоций в частности, изучались условия, более непосредственно влияющие на успешность овладения ребенком словарем обозначений эмоций, а именно — те возможности, которые представляют ребенку его собеседники, в первую очередь — матери [14]. Установлена прямая зависимость развития подобной способности от того, насколько часто с детьми говорят об эмоциональных состояниях. Так, матери больше поощряют коммуникацию по поводу внутренних состояний у девочек, нежели у мальчиков (т. е. чаще говорят об этом, обращаясь к девочкам, а не к мальчикам) в возрасте 18 мес, а соответствующие различия появляются у детей уже к 24 мес (т. е. к этому возрасту девочки начинают больше ссылаться на переживания по сравнению с мальчиками).

В отечественной психологии в качестве основной детерминанты развития языка эмоций рассматривалась деятельность общения ребенка. Так, М. И. Лисина изучала, в частности, зависимость развития способности ребенка использовать в своей речи слова, служащие для вербализации эмоций (глаголы со значением эмоционального и аффективного действия и прилагательные со значением эмоционального свойства), от уровня общения и его формы [5]. Было обнаружено максимальное развитие этой способности у дошкольников со внеситуативно-личной формой общения, чуть меньшее — у детей с внеситуативно-познавательной формой, полное отсутствие употребления данных слов — при ситуативно-деловой форме. Рассмотрение языка эмоций в контексте общения со взрослыми и сверстниками и соотнесение его с процессами речевого развития ребенка является, несомненно, перспективным подходом к изучению предпосылок развития языка эмоций.



Далее...