Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

ДИАГНОСТИКА ПОНИМАНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ


Е. В. ШУВАРИКОВА

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время большинство методов психологической диагностики умственного развития разрабатывается преимущественно на материале либо школьных программ (например, ШТУР), либо житейских понятий (тест Векслера). Но и те и другие даже вместе не охватывают все информационное поле, которое ежедневно приходится перерабатывать, осмыслять школьнику. Умственное развитие, понимаемое в широком плане как процесс присвоения культурно-исторического опыта, не ограничивается содержанием школьного образования и дружеского общения. Одним из важнейших источников умственного развития являются средства массовой информации, которые способствуют освоению совершенно особого класса понятий из области экономики, политики, культуры, науки [11].

Тема понимания текста, связи умственного развития и умения схватывать смысл текстов разного типа (учебных, научных, художественных и т. д.) привлекает внимание многих психологов [3], [6], [10] и др. Однако исследований особенностей понимания газетных текстов гораздо меньше [см., например, 10], но это вовсе не означает, что освоение массовой информации менее важный вопрос для умственного развития, чем учебной информации или любой другой.

В нашем исследовании понимание текста массовой информации выступает одним из показателей умственного развития молодого человека. Нахождение смысла сообщения в СМИ требует логической обработки воспринимаемого материала, знания определенного круга понятий, т. е. определенного уровня интеллектуальных навыков. Поэтому мы считаем, что диагностика уровня понимания газетного текста должна быть включена в систему изучения уровня интеллектуального развития учащихся. При этом уровень понимания текста СМИ может находиться в сложных, неоднозначных взаимосвязях с уровнем общего умственного развития, измеряемого с помощью традиционных тестов (это объясняется предпочтениями в освоении той или иной информации — школьные программы, СМИ, внешкольная деятельность). Целью нашего исследования являлась диагностика уровня понимания газетного текста, причем понимание рассматривается нами как один из критериев умственного развития, личности.

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ МЕТОДИКИ

Разработанный нами тест понимания массовой информации ориентирован на норматив. При его подготовке мы исходили из требований к психическому развитию, которые общество выработало в реальном опыте включения в общественную жизнь современных молодых людей. Бурное развитие общественной жизни нашей страны в последние несколько лет выдвинуло новые требования к пониманию политической ситуации в обществе, экономическим, экологическим, культурным проблемам. Неизвестные ранее ситуации в жизни страны и отдельного человека, новые термины, свежие темы — вот тот эмпирический материал, которым обновляется сегодня мышление школьника. “Исторически детерминированные перемены в жизни людей с необходимостью изменяют их мышление: в него вторгаются новые понятия, а в уже освоенных открываются новые признаки. ” [5]. Новое нормативное содержание было обнаружено и проанализировано, во-первых, на основе сегодняшних знаний, интересов и предпочтений старшеклассников в области массовой информации, во-вторых, на основе содержания современных средств массовой информации, в-третьих, на базе возникших словарей новых терминов. Для этого был разработан и апробирован социально-психологический опросник для старшеклассников, анализировались современные газетные тексты, были четко определены и сформулированы новые понятия, появившиеся в общественной лексике, частично появляющиеся в новых словарях.

Выявив содержательный состав исследуемого нами процесса понимания газетного текста, мы смогли обратиться к форме и структуре диагностической методики.

Определяющее влияние на ход и результаты процесса понимания, безусловно, оказывает вся совокупность умственных действий — сравнение, обобщение, различение, абстракция, конкретизация, ассоциация, классификация, анализ и т. д. В качестве критерия в разработанном нами тесте выступили, во-первых, совокупность умственных действий: классификация, обобщение и осведомленность в терминах массовой информации, во-вторых, уровень понимания текста в целом.

Определение критерия и последующее создание теста проводилось нами на основе анализа и обобщения психологических исследований по проблеме понимания текста, а также на основе содержания уже имеющихся критериально-ориентированных тестов по диагностике умственного развития. Большую помощь в разработке методики нам оказали исследования Г. Г. Граник [3], которая выделяет две стороны процесса понимания — понимание смысла слов и словосочетаний и понимание общего смысла текста. Наша методика разрабатывалась на основе именно этого принципа. В тесте существуют задания на понимание только отдельных терминов, на понимание слов и словосочетаний и на понимание общего смысла текста.



Далее...