КАК СТУДЕНТЫ ТАРТУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
СМОТРЯТ В БУДУЩЕЕ
М. А. КОТИК
Будущее всегда волнует человека переплетением
ожидания свершения сокровенных надежд и тревоги
по поводу возможных неудач. Для выявления
отношения людей к подобным волнующим событиям
обычные опросы (анкетирование, интервью,
экспертные оценки) оказываются едва ли
пригодными. Это связано с рядом причин. Во-первых,
наши люди так уж воспитаны, что обычно
настороженно относятся к опросам и зачастую
отвечают не так, как думают, а так, как безопаснее,
чтобы лучше выглядеть со стороны. Во-вторых, и
тогда, когда они ведут себя предельно откровенно
и отвечают абсолютно искренне, их ответы все же
не полностью отражают их истинное отношение,
поскольку строятся только на основе
умозаключений. А отношение человека к чему-то или
кому-то, как известно, складывается в
значительной мере и на базе его бессознательных
побуждений, скрытых от сознания; это
обстоятельство в подобных ответах, естественно,
не учитывается. Если с первым злом исследователи
пытаются как-то бороться путем использования
различных процедур интерпретации, то перед
вторым злом, при существующих методиках опроса,
они просто бессильны.
Таким образом, возникает необходимость в
разработке подходов, позволяющих посредством
косвенных оценок выявить истинное отношение
людей к волнующим событиям с учетом как
осознанной, так и бессознательной составляющих.
Такой подход был высказан в наших работах [6], [5]. В
настоящей статье мы расскажем еще об одном,
отличном от описанного, методе и результатах его
применения для выявления отношения студентов к
их будущей служебной карьере и семейной жизни.
Начнем с изложения сущности использованного
метода.
МЕТОД ОЦЕНКИ
Прежде чем говорить о методе, кратко рассмотрим
сущность подхода, из которого он вытекает. В его
основе лежит посылка, что эмоции человека
являются наиболее полным показателем его
отношения к тем или иным событиям. На способность
эмоций выступать в качестве некоторого
обобщающего оценочного эквивалента указывают
многие исследователи: эмоции являются средством
“моментальной интеграции” всех проявлений
организма [1; 340], “реакцией всей личности (включая
организм)” [12; 118], “своеобразной универсальной
мерой ценности” [11; 27], “основой мотивационной
сферы человека” [4; 15].
В самом общем плане можно говорить о
положительных или отрицательных эмоциях,
порождаемых волнующим событием. В качестве же
меры тех и других эмоциональных проявлений может
быть использован показатель значимости для
субъекта данного события. Как следует из нашей
работы [6], он выводится из иерархии показателей
“значение” и “смысл”, принятых в теории
деятельности [2], [10]. Применительно к той и другой
категории эмоций можно вести речь о
значимости-ценности и о значимости-тревожности
как мерах их уровней. Под значимостью-ценностью
понимается уровень переживаний успеха, надежд на
него, предвкушения вытекающих из него
положительных результатов. Под
значимостью-тревожностью — уровень переживаний,
порождаемых трудностями, опасностями на пути к
цели, негативными последствиями от ее
недостижения.
Понятие “значимость” в нашем понимании тесно
примыкает к понятию “побуждающая сила”,
используемому в школе К. Левина. Там побуждающая
сила расценивается как переживание субъекта,
определяющее динамику его поведения, как
показатель его эмоциональной напряженности, его
энергетических проявлений, как показатель
ценности, полезности [13]. Исходя из этих
определений, нами было принято допущение —
рассматривать побуждающую силу как показатель
значимости.
В школе К. Левина широко используется
функциональная зависимость
C=f(V, Р),
где С — побуждающая сила,
Далее...
|