ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ ОБРАЗА СЕБЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Т. В. ЕРМОЛОВА, И. С. КОМОГОРЦЕВА
В статье излагаются данные экспериментального
изучения образов самосознания маленьких детей,
связанных со временем их собственной жизни.
Представление о собственной жизни в прошлом,
настоящем и будущем, отношение к различным
временным модусам собственной жизни и
сознательная временная самоорганизация
выступают главными предметами исследования в
нашей работе.
В целом самопознание, самоотношение и
саморегуляция во времени рассматриваются в
науке как важнейшие компоненты в структуре
особого, так называемого психологического
(субъективного) времени, которое является не
только необходимым атрибутом личности, но и
важнейшим условием ее развития [1], [3], [4], [9].
В психологии отсутствует сколь-нибудь
удовлетворительное определение этой формы
временных взаимоотношений человека с миром. Чаще
всего субъективное время определяется через
противопоставление его физическому
(абсолютному) времени, являющемуся объективной
формой бытия человека и протекающему по единым и
общим для всех людей законам. В субъективном
временном поле физическое время утрачивает свои
объективные свойства, такие, как одномерность и
линейность, непроницаемость и необратимость. В
самосознании личности события прошлого и
будущего могут сливаться в едином акте
рефлексии, или восстанавливаться в памяти с
нарушением хронологии, или вообще выступать в
виде образа того, чему еще только предстоит быть.
В этом времени адекватным способом его познания
являются избирательность в восприятии событий
жизни, субъективность их оценок, произвольность
в обращении со временем. Это время в определенном
смысле иллюзорно, оно то, чем кажется человеку,
однако в этом своем качестве оно является столь
же объективной формой жизни, как и существование
в физическом времени.
Таким образом, личность всегда выступает
одновременно носителем противоположных по
исходным качествам форм времени: объективного
(биологического) и субъективного (личностного,
социального). Однако если взаимодействие
человека с объективным временем в науке изучено
достаточно подробно, то субъективные временные
параметры самосознания исследованы значительно
хуже.
Мы видим причины этого, с одной стороны, в
сложности самого исследуемого явления, плохо
поддающегося объективному наблюдению, а с другой
— в общей неразработанности адекватных методов
изучения собственно временных категорий
самосознания личности. Например, описанный в
рамках причинно-целевой концепции
психологического времени метод каузометрии [2]
хотя и выступает, на наш взгляд, наиболее удачной
и продуктивной попыткой решения проблемы
исследовательского метода в психологии времени,
тем не менее не является универсальным. Так, он
оказывается малопригодным в работе с маленькими
детьми. Слабость рефлексивных процессов у
дошкольников делает ненадежными в научном
отношении методы, основанные на интроспекции и
вербальном отчете.
Это приводит к тому, что многочисленные и во
многом продуктивные попытки экспериментального
исследования субъективного времени не дают
однозначного ответа на ряд существенных
вопросов, касающихся того образа, который
формируется в процессе познания субъектом
времени собственной жизни.
В частности, не проясненным до конца остается
вопрос о психосемантике образа собственной
жизни, а именно что входит в него, каковы его
содержательные компоненты. Приводятся
разноречивые сведения — это и деятельность
субъекта, и события его жизни, и перспективные
цели. Однако остается непонятным, каким образом
их представленность сознанию индивида влияет на
его временную саморегуляцию (т. е. регуляторные
механизмы этих образов).
Не разработаны психологические критерии, по
которым в ряде работ производится возрастная и
индивидуальная типология временной
саморегуляции личности.
Слабо изучен аффективный компонент в структуре
субъективного времени (т. е. специфика отношений
личности к времени собственной жизни), что
является, на наш взгляд, следствием когнитивного
подхода к изучению субъективного времени,
исследования его в тех же парадигмах, что и
объективное время личности.
Субъективное время плохо изучено в плане
возрастной динамики, а его содержание ранее
подросткового возраста практически неизвестно.
Создается впечатление, что субъективное время
является приобретением достаточно зрелых этапов
онтогенеза и остается статичным образованием на
протяжении всей жизни человека. Подобное
маловероятно. Поскольку развитие самосознания —
непрерывный процесс, берущий начало с момента
появления человека на свет, то и зрелые формы его
временной составляющей должны быть
онтогенетически подготовлены.
Это побудило нас обратиться к изучению
субъективного времени у дошкольников и уточнить
его специфику в этом возрасте со стороны всех
трех его составляющих — самопознания,
самоотношения и самоорганизации во времени
собственной жизни. Для решения этой проблемы
были заданы некоторые исходные позиции, с
которых осуществлялся поиск содержательных
характеристик временных аспектов в самосознании
детей. В нашей работе изучение субъективного
времени было включено в личностный и
коммуникативный контекст развития в дошкольном
детстве. Это было продиктовано следующими
соображениями.
Согласно имеющимся в науке данным [8],
самосознание не имеет самостоятельного пути
развития, но включено в генезис личности, и, как
следует предполагать, становление временных
аспектов самосознания в онтогенезе будет
определяться закономерностями именно
личностного развития.
Само личностное развитие дошкольника во многом
обусловлено характером его взаимоотношений с
окружающими [5], что позволяет выделить общение
ребенка со взрослыми как один из ведущих
факторов становления личности и самосознания,
особенно в первые семь лет жизни ребенка. Логично
предположить, что временные параметры
самосознания ребенка также будут испытывать на
себе влияние коммуникативного опыта детей.
Самосознание ребенка в раннем онтогенезе
исследуется через особенности его образа себя,
который выступает как целостное
когнитивно-аффективное образование, отражающее
развитие самопознания ч самооценки ребенка в
ходе жизнедеятельности [б]. В этом смысле
временные аспекты образа себя у детей, такие как
самопознание, самоотношение и самоорганизация
во времени собственной жизни, могут выступить, на
наш взгляд, адекватной единицей анализа
субъективного времени у дошкольников.
Далее...
|