Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ ОБРАЗА СЕБЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Т. В. ЕРМОЛОВА, И. С. КОМОГОРЦЕВА

В статье излагаются данные экспериментального изучения образов самосознания маленьких детей, связанных со временем их собственной жизни. Представление о собственной жизни в прошлом, настоящем и будущем, отношение к различным временным модусам собственной жизни и сознательная временная самоорганизация выступают главными предметами исследования в нашей работе.

В целом самопознание, самоотношение и саморегуляция во времени рассматриваются в науке как важнейшие компоненты в структуре особого, так называемого психологического (субъективного) времени, которое является не только необходимым атрибутом личности, но и важнейшим условием ее развития [1], [3], [4], [9].

В психологии отсутствует сколь-нибудь удовлетворительное определение этой формы временных взаимоотношений человека с миром. Чаще всего субъективное время определяется через противопоставление его физическому (абсолютному) времени, являющемуся объективной формой бытия человека и протекающему по единым и общим для всех людей законам. В субъективном временном поле физическое время утрачивает свои объективные свойства, такие, как одномерность и линейность, непроницаемость и необратимость. В самосознании личности события прошлого и будущего могут сливаться в едином акте рефлексии, или восстанавливаться в памяти с нарушением хронологии, или вообще выступать в виде образа того, чему еще только предстоит быть. В этом времени адекватным способом его познания являются избирательность в восприятии событий жизни, субъективность их оценок, произвольность в обращении со временем. Это время в определенном смысле иллюзорно, оно то, чем кажется человеку, однако в этом своем качестве оно является столь же объективной формой жизни, как и существование в физическом времени.

Таким образом, личность всегда выступает одновременно носителем противоположных по исходным качествам форм времени: объективного (биологического) и субъективного (личностного, социального). Однако если взаимодействие человека с объективным временем в науке изучено достаточно подробно, то субъективные временные параметры самосознания исследованы значительно хуже.

Мы видим причины этого, с одной стороны, в сложности самого исследуемого явления, плохо поддающегося объективному наблюдению, а с другой — в общей неразработанности адекватных методов изучения собственно временных категорий самосознания личности. Например, описанный в рамках причинно-целевой концепции психологического времени метод каузометрии [2] хотя и выступает, на наш взгляд, наиболее удачной и продуктивной попыткой решения проблемы исследовательского метода в психологии времени, тем не менее не является универсальным. Так, он оказывается малопригодным в работе с маленькими детьми. Слабость рефлексивных процессов у дошкольников делает ненадежными в научном отношении методы, основанные на интроспекции и вербальном отчете.

Это приводит к тому, что многочисленные и во многом продуктивные попытки экспериментального исследования субъективного времени не дают однозначного ответа на ряд существенных вопросов, касающихся того образа, который формируется в процессе познания субъектом времени собственной жизни.

В частности, не проясненным до конца остается вопрос о психосемантике образа собственной жизни, а именно что входит в него, каковы его содержательные компоненты. Приводятся разноречивые сведения — это и деятельность субъекта, и события его жизни, и перспективные цели. Однако остается непонятным, каким образом их представленность сознанию индивида влияет на его временную саморегуляцию (т. е. регуляторные механизмы этих образов).

Не разработаны психологические критерии, по которым в ряде работ производится возрастная и индивидуальная типология временной саморегуляции личности.

Слабо изучен аффективный компонент в структуре субъективного времени (т. е. специфика отношений личности к времени собственной жизни), что является, на наш взгляд, следствием когнитивного подхода к изучению субъективного времени, исследования его в тех же парадигмах, что и объективное время личности.

Субъективное время плохо изучено в плане возрастной динамики, а его содержание ранее подросткового возраста практически неизвестно. Создается впечатление, что субъективное время является приобретением достаточно зрелых этапов онтогенеза и остается статичным образованием на протяжении всей жизни человека. Подобное маловероятно. Поскольку развитие самосознания — непрерывный процесс, берущий начало с момента появления человека на свет, то и зрелые формы его временной составляющей должны быть онтогенетически подготовлены.

Это побудило нас обратиться к изучению субъективного времени у дошкольников и уточнить его специфику в этом возрасте со стороны всех трех его составляющих — самопознания, самоотношения и самоорганизации во времени собственной жизни. Для решения этой проблемы были заданы некоторые исходные позиции, с которых осуществлялся поиск содержательных характеристик временных аспектов в самосознании детей. В нашей работе изучение субъективного времени было включено в личностный и коммуникативный контекст развития в дошкольном детстве. Это было продиктовано следующими соображениями.

Согласно имеющимся в науке данным [8], самосознание не имеет самостоятельного пути развития, но включено в генезис личности, и, как следует предполагать, становление временных аспектов самосознания в онтогенезе будет определяться закономерностями именно личностного развития.

Само личностное развитие дошкольника во многом обусловлено характером его взаимоотношений с окружающими [5], что позволяет выделить общение ребенка со взрослыми как один из ведущих факторов становления личности и самосознания, особенно в первые семь лет жизни ребенка. Логично предположить, что временные параметры самосознания ребенка также будут испытывать на себе влияние коммуникативного опыта детей.

Самосознание ребенка в раннем онтогенезе исследуется через особенности его образа себя, который выступает как целостное когнитивно-аффективное образование, отражающее развитие самопознания ч самооценки ребенка в ходе жизнедеятельности [б]. В этом смысле временные аспекты образа себя у детей, такие как самопознание, самоотношение и самоорганизация во времени собственной жизни, могут выступить, на наш взгляд, адекватной единицей анализа субъективного времени у дошкольников.



Далее...