Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ


Н. С. ПАНТИНА

Задача настоящей статьи — представить фрагмент образовательной программы, посвященный одному из важнейших звеньев познавательного процесса — формированию у дошкольников способности прочитывают (начального чтения).

Глобальные образовательные цели, связанные с обучением дошкольников начальному чтению, должны быть разделены на цели, адресованные воспитателю, и цели, адресованные ребенку.

Цели, адресованные воспитателю:

1. Уяснение места группы способностей, формирующихся у детей в процессе овладения начальным чтением, в целостной генетической шкале.

2. Знание того, что собой представляет нормативная структура деятельности начального чтения.

3. Уяснение того, какого рода индивидуализация сопутствует процессу овладения детьми начальным чтением.

4. Знание и владение технологиями:

4. 1. Репрезентация детям смысла и ценности предстоящей деятельности.

4. 2. Организация предметно-знаковой среды.

4. 3. Организация формы обучения (подбор групп, определение меры обязательности для каждой группы, распределение времени).

4. 4. Отслеживание последовательности прохождения детьми этапов овладения чтением.

Попробуем конкретизировать каждый из программных разделов.

1. Место способности прочитывания (начального чтения) в генетическом ряду формирующихся у детей способностей.

Сообщая воспитателю знания о месте, которое занимает способность чтения в общем ряду способностей, формирующихся в онтогенезе, мы приобщаем воспитателя к научной системе знаний, к которой он, возможно, имел отношение в процессе обучения в техникуме или институте, но которая теперь подлежит обновлению, модернизации (поскольку знания эти также обновляются и трансформируются в социокультурной нормативной сфере). И следовательно, можно говорить о том, что воспитатель в этом случае находится в позиции воспринимающего знания.

Замечание. При этом та система знаний, которую подразумевает и декларирует программа, может не состыковаться с опытом, отложившимся в сознании воспитателя, и это, несомненно, обусловит трансформации, которые будут иметь место в каждом практическом, реально протекающем учебно-воспитательном процессе. Вот почему программа, как бы она ни была хороша, не может сама по себе обеспечивать те результаты, которые она предусматривает. Результаты обучения всегда складываются из значительно более сложной совокупности условий,  включая способность самого воспитателя самоопределиться и организовать свою деятельность в соответствии с новыми знаниями. Но эту проблему мы не будем рассматривать в данной разработке.

Возвратимся к проблеме места.

Мы исходим из того, что ребенок в своем онтогенезе, в развитии интеллекта проходит следующие основные стадии:

1) сенсомоторную; 2) предметно-символическую; 3) ситуативно- и сюжетно-символическую; 4) фрагментарно-знаковую; 5) знаково-системную.

В этой системе стадий развития интеллекта чтение как нормативная деятельность вбирает в себя, всасывает, поглощает вторую, третью и четвертую стадии и формирует новую, пятую — знаково-системную. Однако сохраняются при этом и связь с исходной, сенсомоторной стадией, поскольку при чтении необходимо совершать естественное артикулирование при прочтении слов, слогов, при произношении звуков. Со стадией предметно-символической деятельность чтения связана, поскольку необходимо понимать значения слов. Со стадией ситуативно-символической — поскольку необходимо понимать смысл фраз, предложений. Со стадией фрагментарно-знаковой ее связывает необходимость устанавливать соотношение между буквенно-эталонными обозначениями звуков и целостными звуковыми комплексами. Со стадией знаково-системной — необходимость совершения множества переходов от одних плоскостей к другим (подробнее об этом мы расскажем в следующем разделе). А пока несколько слов о связи чтения с культурными нормами.

Что касается культурно-исторической отнесенности, чтение является составной частью почти любой общественно-необходимой профессиональной деятельности. С точки зрения культурно-организационной чтение является обязательным и всеобщим (составляет основу элементарной грамотности); внутри каждой национальной культуры — достаточно распространенным средством коммуникации, саморазвития, самовыражения и художественной выразительности.

С точки зрения возрастной определенности необходимость овладения деятельностью чтения относится в одних культурах к дошкольному возрасту, в других — к начальному школьному. В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. Однако тенденции модернизации российского общества и культуры коснулись и этого вопроса — все больше учителей, воспитателей детских садов и родителей ставят вопрос о необходимости обучения собственно чтению (а не только звуковому анализу) именно в период дошкольного детства. Наши экспериментальные исследования показали, что такая постановка вопроса своевременна и оптимальна — дети уже пяти, тем более шести лет вполне способны овладевать деятельностью чтения.



Далее...