ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
И. С. ЯКИМАНСКАЯ
Личностно-ориентированное обучение — это такое
обучение, где во главу угла ставится личность
ребенка, ее самобытность, самоценность,
субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а
затем согласовывается с содержанием образования
[13]. Если в традиционной философии образования
социально-педагогические модели развития
личности описывались в виде извне задаваемых
образцов, эталонов познания (познавательной
деятельности), то личностно-ориентированное
обучение исходит из признания уникальности
субъектного опыта самого ученика, как важного
источника индивидуальной жизнедеятельности,
проявляемой, в частности, в познании. Тем самым
признается, что в образовании происходит не
просто интериоризация ребенком заданных
педагогических воздействий, а “встреча”
задаваемого и субъектного опыта, своеобразное
“окультуривание” последнего, его обогащение,
приращение, преобразование, что и составляет
“вектор” индивидуального развития.
Признание ученика главной действующей фигурой
всего образовательного процесса и есть, по
нашему мнению, личностно-ориентированная
педагогика.
При проектировании образовательного процесса мы
исходим из признания двух равноправных
источников: обучения и учения [13]. Последнее не
есть просто дериват первого, а является
самостоятельным, личностно-значимым, а потому
очень действенным источником развития личности.
Традиционно образовательный процесс описывался
как учебно-воспитательный, основными
составляющими которого являлись обучение и
воспитание. На организацию последних
направлялись все усилия, так как считалось, что
ребенок развивается только под влиянием
специально организованных педагогических
воздействий.
Следует отметить, что традиционная педагогика в
качестве своей приоритетной задачи всегда
выдвигала как цель развитие личности и в этом
смысле была личностно-ориентированной. Но на чем
основывалась эта педагогика?
Существующие модели личностно-ориентированной
педагогики можно условно разделить на три
основные группы:
социально-педагогическая,
предметно-дидактическая,
психологическая.
Социально-педагогическая модель реализовала
требования общества, которое формулировало
социальный заказ образованию: воспитать
личность с заранее заданными свойствами.
Общество через все имеющиеся образовательные
институты формировало типовую модель такой
личности. Задача школы заключалась в первую
очередь в том, чтобы каждый ученик по мере
взросления соответствовал этой модели, был ее
конкретным носителем. Личность при этом
понималась как некоторое типовое явление,
“усредненный” вариант, как носитель и
выразитель массовой культуры. Отсюда основные
социальные требования к личности: подчинение
индивидуальных интересов общественным,
конформизм, послушание, коллективизм и т. п.
Образовательный процесс был ориентирован на
создание одинаковых условий обучения для всех,
при которых каждый достигал планируемых
результатов (всеобщее десятилетнее образование,
“борьба” с второгодничеством, детьми с
отклоняющимися формами поведения, изоляция
детей с различными нарушениями психического
развития и т. п. ).
Технология образовательного процесса
основывалась на идее педагогического
управления, формирования, коррекции личности
“извне”, без достаточного учета и использования
субъектного опыта самого ученика как активного
творца собственного развития (самообразования,
самовоспитания).
Образно говоря, направленность такой технологии
можно обозначить так: “мне не интересно, каков ты
сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого
добьюсь”. Отсюда известный педагогический
оптимизм, авторитарность, единообразие программ,
методов, форм обучения, глобальные цели и задачи
общего среднего образования (воспитание
гармоничной всесторонне развитой личности).
Предметно-дидактическая модель
личностно-ориентированной педагогики, ее
разработка традиционно связаны с организацией
научных знаний в системы с учетом их предметного
содержания. Это своеобразная предметная
дифференциация, обеспечивающая индивидуальный
подход в обучении.
Средством индивидуализации обучения служили
сами знания, а не их конкретный носитель —
развивающийся ученик. Знания организовывались
по степени их объективной трудности, новизны,
уровню их интегрированности, с учетом
рациональных приемов усвоения, “порций” подачи
материала, сложности его переработки и т. п.
В основе дидактики лежала предметная
дифференциация, направленная на выявление: 1)
предпочтений ученика к работе с материалом
разного предметного содержания; 2) интереса к его
углубленному изучению; 3) ориентации ученика к
занятиям разными видами предметной
(профессиональной) деятельности.
Далее...
|