Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.А.ВЯТКИНА


Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии Пермского педагогического института Бронислав Александрович Вяткин родился 13 января 1935 года в Удмуртии. В 1937/году его отец был репрессирован, а мать, учительница, — лишена работы. Она переезжает вместе с сыном к родственникам в Пермь, и с этого времени Б.А.Вяткин живет постоянно в Перми. Окончил с отличием Пермский педагогический институт, факультет физического воспитания (1958 г.). Встреча с В.С.Мерлином и И.М.Палеем — этими замечательными педагогами и учеными — определила дальнейшую судьбу Б.А.Вяткина.

Бронислав Александрович Вяткин начинал свой профессиональный путь школьным учителем. В 1961 г., после армии, поступил в аспирантуру по специальности «общая психология» к проф. В.С.Мерлину, в 1964-1967 гг. работал в должности старшего преподавателя кафедры психологии Пермского института; в 1967-1978 гг.—заведующим кафедрой теоретических основ физического воспитания в этом же институте; в 1978-1985 гг. — заведующим кафедрой педагогики и психологии Пермского института культуры; в 1985 г. возвращается на кафедру психологии Пермского пединститута и с тех пор является бессменным ее заведующим.

Как ученый Б.А.Вяткин начинал свой путь с экспериментального исследования влияния игровых мотивов на психическое напряжение старших школьников в связи со свойствами их нервной системы. Эта работа легла в основу его кандидатской диссертации, которую он защитил в 1964 г. в Ленинградском университете. В дальнейшем тема психического напряжения переросла в проблему психического стресса, которая стала основой его докторской диссертации (1981 г.). В 1992 г. Б.А.Вятки избирается членом-корреспондентом Российской Академии Образования.

Весь научный путь Б.А.Вяткин связал Пермской школой психологов, с разработкой и развитием теории интегральной индивидуальности, индивидуальных стилей деятельности и активности. Блестящий экспериментатор и тонкий теоретик, он разрабатывает эти проблемы применительно к различным вида деятельности и профессий: педагогической, спортивной, художественной, досуговой и др.

Б.А.Вяткин является одним из основателей отечественной дифференциальной спортивной психологии. Его теоретико-экспериментальные исследования в области психического стресса в спорте получили всеобщее признание. С возвращением в 1985 г. на кафедру психологии Пермского пединститута внимание Б.А.Вяткина сосредоточивается на сохранении и дальнейшем развитии теоретического наследия его учителя В.С.Мерлина. С 1986 ежегодно стали проводиться Мерлинские чтения. Под научной редакцией Б.А.Вяткина переизданы три работы В.С.Мерлина в форме учебных пособий к спецкурсу «Основы психологии личности».

Б.А.Вяткин обозначил принципиальный путь дальнейшего развития этой теории, совершив переход от системного к полисистемному подходу в исследованиях индивидуальности. В его работах получили дальнейшее развитие представления об индивидуальных стилях, связанные им не только с категориями деятельности, но и активности. Оригинальная концепция индивидуальных стилей активности получила свое подтверждение в цикле экспериментальных исследований, выполненных под его руководством на материале различных видов человеческой деятельности настоящее время коллектив, возглавляемый Б.А.Вяткиным, работает над реализацией программы «Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в системе непрерывного образования».

Б.А.Вяткин является автором около 200 научных работ, в том числе двух монографий: «Роль темперамента в спортивной деятельности» (М., 1978 г.), «Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях» (М., 1981 г.). Вторая монография переведена и издана в Италии в 1984 г. Под его редакцией издано около десяти сборников научных трудов. Он неоднократно выступал с докладами на международных научных форумах в США, Германии, Чехословакии, Болгарии, на всесоюзных, российских, региональных съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях психологов. По инициативе и под руководством Б.А.Вяткина в Перми проведены всесоюзные симпозиумы «Психический стресс в спорте» (1973, 1975, 1977 гг.), всесоюзные конференции «Индивидуальность человека: условия проявления и развития» (Пермь, 1988 г.), «Системное исследование индивидуальности» (Пермь, 1991 г.).

Б.А.Вяткин ведет большую работу в деле подготовки научных кадров по специальности «Психология». На базе Пермского пединститута им организованы спецфакультет по подготовке школьных психологов (1988 г.), отделение психологов (1993 г.), факультет психологии (1994 г.). По его инициативе и под его председательством в 1991 г. создан региональный специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «Общая психология, история психологии». Под его руководством выполнена одна докторская и около десяти кандидатских диссертаций.

Б.А.Вяткин является крупнейшим организатором психологической науки на Урале. Он возглавлял Уральское отделение общества психологов СССР, сейчас он руководит Уральской ассоциацией профессиональных психологов. В регионе с его участием регулярно проводятся научные конференции.

В разные годы Б.А.Вяткин являлся членом комиссии по психологии Министерства образования РСФСР, членом научно-методического совета Госкомитета образования СССР по психолого-педагогической подготовке, членом Президиума ЦС общества психологов СССР.

Б.А.Вяткин уделяет много внимания и времени внедрению результатов теоретических и экспериментальных исследований в практику. Необходимые умения и навыки он приобрел в годы работы психологом в спортивных командах сборной СССР по гребле на байдарках и каноэ, сборной России и Пермской области по лыжному двоеборью. В настоящее время он постоянно сотрудничает с органами образования Пермской области в деле повышения психологической компетентности учителей. Во многих школах стали работать практические психологи — выпускники спецфакультета; в ряде районов и городов открыты и функционируют центры психологической помощи и профориентации; проводится работа с одаренными детьми.

Друзья, коллеги, студенты, сотрудники редакции журнала «Вопросы психологии» сердечно поздравляют юбиляра и желают ему долгих лет плодотворной научной, педагогической и научно-организаторской деятельности.



Далее...