Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

К СОЗДАНИЮ МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ


Г.Н.КАРОПА

Ответственное отношение человека к природе предполагает, чтобы он, человек, одновременно, т.е. «как момент переживания», осознавал себя ответственной личностью и в то же время понимал, в чем лично для него и общества в целом заключается многосторонняя ценность природы. Осознание себя и природы как противоречивого единства является совершенно необходимой предпосылкой для выработки таких обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности личности в природе, которые, с одной стороны, реализуют духовные и физические потребности человека, с другой — не допускают нанесения ущерба окружающей среде.

Экологическая ответственность — интерактивное нравственно-экологическое качество, проявляющееся прежде всего в адекватном, т.е. ответственном, отношении личности к природе и вбирающее в себя все основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость, рачительность и др., но в то же время существенно отличающееся от названных качеств более высоким уровнем обобщенности, а также некоторыми содержательными, в том числе правовыми, аспектами. В целостной структуре личности данное качество выполняет ту важнейшую функцию, которая связана с регулированием сложных и неоднозначных отношений человека с окружающей его социоприродной средой.

Нашими исследованиями установлено, что структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием мотивационно-ценностного, содержательно-операционного (процессуального) и оценочно-результативного компонентов, стержневым среди которых является мотивационно-ценностный. Данный компонент определяется наличием социально значимых мотивов отношения личности к природе, пониманием многосторонней (универсальной) ценности природы, проявлением интереса к вопросам экологии и современным экологическим проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранительную деятельность и др. Содержательно-операционный компонент характеризуется глубиной и систематичностью экологических и нравственно-экологических знаний, сформированностью природоохранительных умений и навыков, соблюдением правил поведения и деятельности в природе, проявлением активности и инициативности в процессе природоохранительной деятельности, соотношением регуляции и саморегуляции поведения в природе и др. Оценочно-результативный компонент определяется  оценочными суждениями личности по фактам взаимодействия человека и общества с природой, соответствием оценок нормам морали, проявлением нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности человека в природной среде и др. [8], [9], [11].

Педагогическая технология формирования у школьников экологической ответственности включает в себя следующие основные звенья:

1) формирование у учащихся интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;

2) развитие социально ценных мотивов отношения личности к природе;

3) раскрытие универсальной ценности природы;

4) формирование у воспитанников экологических и нравственно-экологических знаний, соответствующих умений и навыков, обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в природной среде;

5) включение учащихся в непосредственную работу по охране природы родного края;

6) побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой, привлечение их к контролю и оценке результатов собственной природоохранительной деятельности.

Очевидно, указанная технология может быть реализована в полной мере лишь в целостном педагогическом процессе, включающем в себя, как известно, обучение, внеклассную воспитательную работу и общественно полезную деятельность школьников. Более эффективному переходу внешних эколого-воспитательных воздействий на личность и ее внутренние качества и отношения должен способствовать строгий учет педагогами психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их реального отношения к природе [8], [14], [15].

Важнейшим направлением экологического образования и воспитания является формирование у школьников системы экологических и нравственно-экологических понятий.

Ответственное отношение личности к природе есть отношение осознанное, т.е. основанное на понимании личной ответственности за состояние и сохранение окружающей природной среды. Понимание же невозможно вне оперирования соответствующими понятиями. Только в понятии и через понятие человек получает возможность материализовать, опредметить свое реальное отношение к природе, сделать данное отношение предметом своего критического анализа, т.е. действовать с ним, как с вне себя существующим предметом, как с чем-то внешним и объективным. Именно благодаря понятиям человек способен осознать то противоречие, которое существует между его реальным отношением к природе и тем социально детерминированным и потенциально возможным уровнем, на достижение которого ориентированы социальные цели экологического воспитания.



Далее...