К СОЗДАНИЮ МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Г.Н.КАРОПА
Ответственное отношение человека к природе
предполагает, чтобы он, человек, одновременно,
т.е. «как момент переживания», осознавал себя
ответственной личностью и в то же время понимал,
в чем лично для него и общества в целом
заключается многосторонняя ценность природы.
Осознание себя и природы как противоречивого
единства является совершенно необходимой
предпосылкой для выработки таких обобщенных
принципов и моделей поведения и деятельности
личности в природе, которые, с одной стороны,
реализуют духовные и физические потребности
человека, с другой — не допускают нанесения
ущерба окружающей среде.
Экологическая ответственность — интерактивное
нравственно-экологическое качество,
проявляющееся прежде всего в адекватном, т.е.
ответственном, отношении личности к природе и
вбирающее в себя все основные признаки таких
категорий, как отзывчивость, бережливость,
рачительность и др., но в то же время существенно
отличающееся от названных качеств более высоким
уровнем обобщенности, а также некоторыми
содержательными, в том числе правовыми,
аспектами. В целостной структуре личности данное
качество выполняет ту важнейшую функцию, которая
связана с регулированием сложных и
неоднозначных отношений человека с окружающей
его социоприродной средой.
Нашими исследованиями установлено, что
структура экологической ответственности
раскрывается взаимодействием
мотивационно-ценностного,
содержательно-операционного (процессуального) и
оценочно-результативного компонентов,
стержневым среди которых является
мотивационно-ценностный. Данный компонент
определяется наличием социально значимых
мотивов отношения личности к природе, пониманием
многосторонней (универсальной) ценности природы,
проявлением интереса к вопросам экологии и
современным экологическим проблемам, позитивной
эмоциональной установкой на
природоохранительную деятельность и др.
Содержательно-операционный компонент
характеризуется глубиной и систематичностью
экологических и нравственно-экологических
знаний, сформированностью природоохранительных
умений и навыков, соблюдением правил поведения и
деятельности в природе, проявлением активности и
инициативности в процессе природоохранительной
деятельности, соотношением регуляции и
саморегуляции поведения в природе и др.
Оценочно-результативный компонент
определяется оценочными суждениями личности
по фактам взаимодействия человека и общества с
природой, соответствием оценок нормам морали,
проявлением нравственно-экологической
направленности в оценке результатов
деятельности человека в природной среде и др. [8],
[9], [11].
Педагогическая технология формирования у
школьников экологической ответственности
включает в себя следующие основные звенья:
1) формирование у учащихся интереса к вопросам
социальной экологии и современным экологическим
проблемам;
2) развитие социально ценных мотивов отношения
личности к природе;
3) раскрытие универсальной ценности природы;
4) формирование у воспитанников экологических и
нравственно-экологических знаний,
соответствующих умений и навыков, обобщенных
принципов и моделей поведения и деятельности в
природной среде;
5) включение учащихся в непосредственную работу
по охране природы родного края;
6) побуждение школьников к оцениванию фактов
взаимодействия человека и общества с природой,
привлечение их к контролю и оценке результатов
собственной природоохранительной деятельности.
Очевидно, указанная технология может быть
реализована в полной мере лишь в целостном
педагогическом процессе, включающем в себя, как
известно, обучение, внеклассную воспитательную
работу и общественно полезную деятельность
школьников. Более эффективному переходу внешних
эколого-воспитательных воздействий на личность
и ее внутренние качества и отношения должен
способствовать строгий учет педагогами
психолого-возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их
реального отношения к природе [8], [14], [15].
Важнейшим направлением экологического
образования и воспитания является формирование
у школьников системы экологических и
нравственно-экологических понятий.
Ответственное отношение личности к природе есть
отношение осознанное, т.е. основанное на
понимании личной ответственности за состояние и
сохранение окружающей природной среды.
Понимание же невозможно вне оперирования
соответствующими понятиями. Только в понятии и
через понятие человек получает возможность
материализовать, опредметить свое реальное
отношение к природе, сделать данное отношение
предметом своего критического анализа, т.е.
действовать с ним, как с вне себя существующим
предметом, как с чем-то внешним и объективным.
Именно благодаря понятиям человек способен
осознать то противоречие, которое существует
между его реальным отношением к природе и тем
социально детерминированным и потенциально
возможным уровнем, на достижение которого
ориентированы социальные цели экологического
воспитания.
Далее...
|