Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

РЕФЛЕКСИВНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ


С.Ю.СТЕПАНОВ, Е.П.ВАРЛАМОВА

В этой статье рассматриваются возможности рефлексивно-гуманистической психологии и методологии сотворчества [9] в подготовке кадров управления различного уровня в специфических условиях России первой половины 90-х гг. XX в.

АНАЛИЗ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Для рассмотрения проблемы подготовки управленческих кадров в современных российских условиях важно сделать небольшой экскурс в историю этого вопроса, проанализировать существующие стихийные тенденции развития управленческого образования в России, желаемые перспективы его преобразования и

возможные идеи и проекты, которые смогут обеспечить этот процесс.

Не отмечая многие критические оценки системы профессиональной подготовки управленческих кадров советского периода, отметим ее сильные стороны, а именно — относительную целостность и эффективность. Они обеспечивались тем, что управленческое образование базировалось на двух «китах» развития профессионального мастерства — формировании личностно-ценностной позиции и выработке профессиональных навыков. Культивировались «естественный» отбор и преемственность в подготовке кадров. Так, будущий руководитель в первую очередь преодолевал «фильтр» идеологической пригодности к своей деятельности, проходя путь от октябренка до коммуниста, и, далее «фильтр» управленческой профпригодности, постепенно поднимаясь по лестнице управленческой карьеры от звеньевого до администратора в партийной или хозяйственной сфере. Существовала целостная система формального (ВКШ, ВПШ) и неформального ("школы актива") управленческого образования. Такая система давала возможность управленцу твердо стоять на обеих ногах, так как его образование шло от усвоения ценностей (в данном случае идеологических) государственной системы к развитию профессионализма. Обсуждение трансформации содержания этих ценностей и особенностей их воплощения остается за рамками данной работы.

СТИХИЙНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

С началом перестройки произошло лавинообразное разрушение прежней социально-экономической системы, и, вместе с тем, обессмысливание и отвержение идеологических ценностей, которые лежали в ее основе. Произошел радикальный отказ от семидесятилетнего периода истории. Находясь в плену этого негативистического состояния, невозможен конструктивный подход к своему прошлому, настоящему и будущему, так как негативизм ведет к «исторической слепоте» (риску повторять прежние ошибки), «историческому экстремизму» (неоправданной категоричности, «черно-белому» мышлению), потере «энергии прошлого» (внутренних ресурсов саморазвития), а значит, к невозможности культивировать свое будущее, к утере культурно-исторической преемственности собственного развития. В этих условиях обозначились два крайних варианта развития страны:

1) продолжить дореволюционное развитие, основываясь на ценностях традиционной русской культуры, 2) перенять мировой опыт социально-экономического развития. В первом варианте проявляется своеобразный психологический комплекс — ностальгия по «золотому веку» и желание возродить ценность национально-мессианского предназначения русской культуры. Сторонники этой идеи, как правило, оказываются в оппозиции к осуществлению второго варианта развития, стихийное разворачивание которого мы сейчас и наблюдаем, — в широком масштабе происходит присвоение западных ценностей обогащения и потребления, которые уже переживают период своего кризиса и давно не являются стратегическими для развития мировой экономики. Это ставит нашу страну на путь регрессивного (без опоры на свою историю и культуру) существования: повторения опыта и ошибок развитых стран.

В подходе к управлению действуют все те же механизмы стихийного развития и поверхностного подражания Западу (подражания в основном по форме — деловые аксессуары, символы благополучного стиля жизни, а не по сути — культура и развитие организаций). При развале советской системы целостной подготовки управленческих кадров и отсутствии каких-либо устойчивых продуктивных ценностей в нашей экономике сейчас мы наблюдаем стихийную подготовку управленческих кадров в новых образовательных учреждениях. К сожалению, многочисленные краткосрочные школы менеджеров не имеют ценностно-содержательного подхода к обучению. Поэтому они дают только самые поверхностные знания и не передают своим слушателям целостной управленческой культуры, которая и является основой истинного профессионализма. Отсутствие ценностной основы в профессиональном становлении управленцев способствует проявлению их наиболее примитивных человеческих потребностей в самых разнообразных формах: рвачество, культ сиюминутной выгоды, мафиозность, насилие и т.п.

ИДЕИ И ПРОЕКТЫ

Так что же могло бы стать опорой для постперестроечного развития нашей управленческой культуры? В развитых странах в условиях кризиса ценностей обогащения и потребления, когда оказалось, что материальное благополучие существенно не меняет жизнь людей, развивается ценность творческой личностной самореализации. Рассматривая исторические русские ценности «социальной справедливости» и «всеобщего благосостояния», их прямые аналоги можно увидеть в экономике развитых стран, воплощающиеся в форме ориентации на расширение и повышение материального благосостояния среднего класса, развитие различных социальных программ, что ведет к повышению социально-экономической стабильности общества, возрастанию гуманистической направленности управленческой политики. Игнорируя эти тенденции, мы, конечно, можем полностью разрушить ценности прошлого периода нашей истории, обвинив их во всех прошлых сложностях, и, пытаясь одеть на себя обноски развитых стран, встреться в хвост развития мировой цивилизации, получив при этом статус страны третьего мира. А взгляд на относительное благополучие развитых стран будет наполнять нас как прежде «гордостью за наше далекое и светлое будущее». Следствием этого будут такие негативные последствия в социально-экономическом плане, как психологическое напряжение людей при насильственной замене традиционных духовных русских ценностей на узкопрагматические западные, утилитарно-примитивное использование достижений западных управленческих и экономических наук, сложности адаптации людей в новых социально-экономических структурах, создаваемых и развиваемых по западному образцу.



Далее...