ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ
Е.В.ЗАИКА, Н.П.НАЗАРОВА, И.А.МАРЕНИЧ
Игровой тренинг познавательных процессов
школьников (мышления, воображения и памяти)
получает в последние годы все большее
распространение. Многие психологи и учителя
пришли к выводу, что делать ставку в развитии
познавательных процессов только на учебный
процесс (включая логико-содержательное
построение курса, создание проблемных ситуаций,
соблюдение принципа диалогичности и др.) явно
недостаточно; необходима еще и организация
специальных занятий по совершенствованию,
коррекции и шлифовке процессов мышления, приемов
воображения и способов запоминания.
Основные правила проведения таких занятий и сами
интеллектуальные игры и мнемические упражнения
описаны в [1]—[8]. Однако в процессе работы в этом
направлении нами накоплен некоторый новый опыт,
касающийся в основном более частных вопросов
организации игровых занятий, что чрезвычайно
важно для практических работников; получены
также данные об эффективности такого тренинга.
Рассмотрим эти положения в форме ответов на
вопросы, с которыми к нам чаще всего обращаются.
Каковы исходные принципы построения занятий?
Такими принципами являются:
1. Использование на занятиях хорошо знакомого,
привычного для ребят материала. Это обусловлено
тем, что на обычных учебных занятиях ученик
зачастую одновременно испытывает трудности
двоякого рода: с одной стороны, для него сложен
сам изучаемый материал (незнаком, непривычен,
громоздок), а с другой стороны, для него
представляют трудности те способы проработки и
усвоения материала, которые он пытается
применить для его понимания (они несовершенны,
протекают медленно, неустойчиво). В результате
материал не усваивается из-за того, что способы
его усвоения несовершенны, а совершенствоваться
они, в свою очередь, никак не могут из-за того, что
изучаемый материал продолжает оставаться
недоступным, и, следовательно, этим способам
«негде», не на чем упражняться,
совершенствоваться. Так складывается замкнутый
круг, лежащий в основе хронической
неуспеваемости многих школьников, и выбраться
самостоятельно из этого круга ребенок уже не
может.
На наших занятиях этот круг разрывается за счет
использования в заданиях только хорошо
знакомого и привычного материала: именно на нем,
самом по себе не представляющем особых
трудностей, только и могут впервые появиться, а в
дальнейшем обкататься и усовершенствоваться эти
недостаточно сформированные способы мышления.
При этом они оказываются специальным объектом
формирования, развиваются, так сказать, в чистом
виде, не замутненные и не осложненные
содержанием усваиваемого материала. Лишь затем,
будучи сформированными, они могут применяться и
по отношению к более сложному — учебному —
материалу, обеспечивая его эффективное усвоение.
2. Взаимообмен различными подходами к выполнению
заданий и тем самым значительное расширение
диапазона познавательных процессов каждого из
учащихся. Обычно ребенок применяет свой
привычный стихийно сложившийся у него набор
интеллектуальных средств, который сплошь и рядом
оказывается ограниченным, односторонним,
неэффективным, а зачастую и просто примитивным;
ребенок постоянно варится в этом своем
собственном соку. Элементарное же знакомство с
другими интеллектуальными подходами и
тактиками, обеспечиваемое в ходе тренинга их
открытостью и очищенностью от трудностей
материала, а также их акцентирование ведущим и
общий соревновательный характер занятия
побуждает учащихся постоянно использовать эти
наработки других ребят в своей собственной
интеллектуальной практике, постоянно примерять
их на себя. Это и приводит к овладению учащимся
новыми интеллектуальными средствами, такими,
которые он бы не освоил вообще (или освоил
медленно и с трудом) вне коллектива сверстников.
Вот почему, кстати, наши игровые занятия требуют
только коллективной формы работы и неэффективны
при работе один на один.
3. Интеллектуальная раскованность детей и общий
положительный эмоциональный фон занятий. Для
ребенка, испытывающего трудности в учебе,
нередко сама ситуация школьного урока выступает
сковывающим и стрессогенным фактором,
продолжающим целый ряд интеллектуальных
барьеров, и в этих условиях осуществление
творческой активности для него практически
невозможно. Поэтому ситуация тренинга должна как
можно меньше напоминать ребенку об уроке: другое
помещение, можно рассаживаться по-другому, можно
громко смеяться, разговаривать со сверстниками
при обсуждении результатов, всячески проявлять
остроумие и т.п. Ведущий всячески подбадривает и
хвалит ребят и стимулирует их
соревновательную активность. Такая новая,
неурочная обстановка, на наш взгляд, обязательна.
Попытки же строить уроки с применением
интеллектуальных игр и мнемических упражнений
гораздо менее успешны.
Далее...
|