Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

НЕЖЕЛАННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ У ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

(ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ)

В.И.БРУТМАН, С.Н.ЕНИКОЛОПОВ, М.С.РАДИОНОВА

Беременность после изнасилования при кажущейся казуистичности, к сожалению, — не очень редкое явление. Драматизм ситуации, тяжесть социальных, нравственных и психологических последствий таких беременностей очевидны каждому специалисту, кто на практике сталкивался с такими случаями. К сожалению, в исследованиях по проблемам сексуального насилия данному вопросу практически не уделяется внимания, что затрудняет разработку специальной превентивной и реабилитационной тактики в отношении таких случаев.

Данное сообщение базируется на опыте комплексного изучения природы отказов от новорожденных как одной из форм девиантного материнского поведения. В наших предыдущих публикациях было показано, что в основе отказа от материнства лежит сложная констелляция социальных, экономических, психологических и патологических факторов. Работа в родильных домах показывает, что среди многочисленных мотивов отказа от новорожденного ребенка изнасилование встречается примерно в 8 — 10% случаев. В настоящее время под нашим наблюдением 11 женщин в возрасте от 15 до 19 лет, которые рожали от случайной беременности в результате изнасилования (в исследование включались только до известной степени верифицированные случаи и исключались спорные, в которых можно было заподозрить определенный элемент условной желательности сексуальных отношений).

По нашим наблюдениям, жертвы сексуального насилия, вынашивающие ребенка, — это незрелые, подчиняемые, пассивные в выборе жизненных позиций девушки, а также крайне инфантильные, интеллектуально неразвитые подростки. Очень часто этому сопутствует воспитание в тоталитарной или гиперопекающей семье. По-видимому, именно такие женщины чаще других оказываются виктимиыми в отношении сексуального насилия. По нашим наблюдениям, у некоторых из них в экстремальных ситуациях легко возникают панические состояния. При этом острейшее чувство страха перед лицом реальной угрозы у таких женщин вызывает особое состояние беспомощности вследствие общей двигательной заторможенности — вплоть до полной мышечной обездвиженности.

Практически во всех случаях такие беременности — это последствия так называемых скрываемых изнасилований, при которых родные узнают о случившемся поздно, иногда только после рождения ребенка, а в отдельных случаях не узнают вовсе. Беременность, возникающая как следствие изнасилования, практически всегда воспринимается молодой женщиной как «удар судьбы», как нечто чуждое, враждебное ее благополучию и поэтому априорно нежеланное. Поэтому, как только обнаруживается беременность, у молодых женщин возникает острое желание избавиться от нее любыми способами, а сохранение такой беременности во всех случаях оказывается вынужденным.

Почему же сохраняются такие беременности? Исследования показывают, что в большинстве случаев неудачи с прерыванием беременности объясняются женщинами страхом разглашения и стремлением юных во что бы то ни стало скрыть беременность от родителей ("было стыдно признаться") .Таково психологически сложное и амбивалентное состояние, при котором одновременно сосуществуют чувство угрозы от развивающейся беременности, подталкивающее к немедленному ее прерыванию, и страх унижения, заставляющий оттягивать время развязки и часто сопровождаемый плохо осознаваемым чувством враждебности к своим близким. По-видимому, именно наиболее близкие родственники символизируют собой главную преграду для разрешения проблемы — анонимности в прерывании беременности. В таких случаях реальной угрозой становится дальнейшее ухудшение внутрисемейных отношений, и как следствие, — уменьшение шансов мирного разрешения основного конфликта.



Далее...