Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

ГРУППОВАЯ РАБОТА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИХ АДАПТАЦИЮ К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ

А.Л.ВЕНГЕР, Ю.М.ДЕСЯТНИКОВА

Старший школьный возраст — это завершающий период детства, в течение которого решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения. Решение этих задач резко осложняется в ситуации смены социальных условий, отсутствия привычных критериев и ориентиров. В последнее время старшеклассники бывшего СССР находятся именно в таких условиях из-за чрезвычайно быстрого изменения стиля жизни, идеологии и общественной системы ценностей. Особенно острые проблемы возникают в случае миграции — переезда в другой регион или другую страну. В настоящей статье изложен опыт работы со старшеклассниками — эмигрантами из разных регионов бывшего СССР, в настоящее время живущими в Израиле. Однако мы полагаем, что этот опыт может быть полезен и при работе с другими группами старшеклассников.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Разработанная нами модель психологической коррекции опробована в шести группах, включавших по 15 — 20 участников в возрасте от 15 до 18 лет. Работа была начата в 1992 г. Она основывалась на сочетании деятельности психологической группы и подростково-молодежного клуба. Преимущества подобной организации работы состоят в следующем:

1) благодаря психологической группе создается актив клуба, закладываются основы содержательной совместной деятельности;

2) у многих старшеклассников имеются серьезные эмоциональные проблемы и проблемы общения [2], затрудняющие участие в клубе; психологическая группа способствует преодолению этих проблем;

3) клуб позволяет закрепить результаты работы группы, создает пространство для реализации сформированных навыков общения;

4) клуб обеспечивает преемственность и непрерывность в работе психологических групп.

Нами опробовались разные варианты соотношения работы клуба и психологической группы: предварительное проведение занятий в группе с последующей организацией клуба на ее основе; одновременное начало работы со старшеклассниками в клубе и в психологической группе; проведение занятий в группе со старшеклассниками, которые до этого уже посещали клуб в течение некоторого времени. Оказалось, что для разного контингента участников желательна различная последовательность. Так, при низкой мотивации к психологической работе целесообразно начинать занятия с группой, когда уже работает клуб, служащий для старшеклассников местом игр и развлечений. При наличии серьезных психологических проблем, препятствующих межличностному общению, и осознании потребности в преодолении этих проблем более полезно предварительное проведение психологических занятий с группой. Наконец, в случае когда у старшеклассников имеется мотивация к психологической работе, но глубина проблем не столь велика, чтобы сделать невозможным нормальное общение в клубе, оправданно одновременное включение в работу группы и клуба.

В описываемой модели предусмотрена кратковременная психологическая группа, рассчитанная на 12 двухчасовых занятий по одному разу в неделю. Группу ведут два руководителя. На предварительном этапе осуществляется набор группы, проводятся беседы и психологическое обследование с ее будущими членами. Такие беседы и обследования могут проводиться индивидуально или с маленькими подгруппами (не более, чем по четыре человека).

На предварительном этапе происходит также первоначальное знакомство руководителей группы с ее участниками, которое в дальнейшем облегчает установление содержательных контактов и выработку правильной позиции. Кроме того, на этом этапе намечаются индивидуальные задачи психологической работы с каждым из участников группы (разумеется, в дальнейшем они уточняются).

На основе своего опыта работы мы можем рекомендовать использование на этом этапе личностных рисуночных тестов (рисунки дома, дерева, человека, несуществующего животного). Они достаточно информативны и в то же время просты в проведении, не требуют большого времени, могут проводиться с несколькими старшеклассниками одновременно [3].

 Полезные данные о психологическом состоянии старшеклассников дают разработанные нами методики «Настоящее — прошлое — будущее» и «Я, Мы, Они». В первой из них обследуемому предлагается перечислить несколько событий из своей жизни, относящихся к настоящему времени, к прошлому и к предполагаемому будущему. Во второй методике обследуемого просят дать по несколько определений, которые могли бы служить ответом на вопросы «Кто Я (какой я)?», «Кто такие Мы (какие мы)?» и «Кто такие Они (какие они)?» Для старшеклассников, нуждающихся в психологической помощи, были характерны следующие особенности выполнения этих заданий:

а) прямые указания на недостаток общения в настоящем, а нередко также и в прошлом;

б) формально-социальное описание предполагаемого будущего без какой-либо его конкретизации;

в) либо очень узкая (семья), либо особо широкая (все эмигранты из России, независимо от их возраста) группа, описываемая как «Мы»; фиксация неудачливости «своей» группы.



Далее...