ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
ГРУППОВАЯ РАБОТА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ,
НАПРАВЛЕННАЯ НА ИХ АДАПТАЦИЮ К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ
УСЛОВИЯМ
А.Л.ВЕНГЕР, Ю.М.ДЕСЯТНИКОВА
Старший школьный возраст — это завершающий
период детства, в течение которого решаются
задачи выбора жизненного пути,
профессионального и социального
самоопределения. Решение этих задач резко
осложняется в ситуации смены социальных условий,
отсутствия привычных критериев и ориентиров. В
последнее время старшеклассники бывшего СССР
находятся именно в таких условиях из-за
чрезвычайно быстрого изменения стиля жизни,
идеологии и общественной системы ценностей.
Особенно острые проблемы возникают в случае
миграции — переезда в другой регион или другую
страну. В настоящей статье изложен опыт работы со
старшеклассниками — эмигрантами из разных
регионов бывшего СССР, в настоящее время
живущими в Израиле. Однако мы полагаем, что этот
опыт может быть полезен и при работе с другими
группами старшеклассников.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Разработанная нами модель психологической
коррекции опробована в шести группах, включавших
по 15 — 20 участников в возрасте от 15 до 18 лет.
Работа была начата в 1992 г. Она основывалась на
сочетании деятельности психологической группы и
подростково-молодежного клуба. Преимущества
подобной организации работы состоят в следующем:
1) благодаря психологической группе создается
актив клуба, закладываются основы
содержательной совместной деятельности;
2) у многих старшеклассников имеются серьезные
эмоциональные проблемы и проблемы общения [2],
затрудняющие участие в клубе; психологическая
группа способствует преодолению этих проблем;
3) клуб позволяет закрепить результаты работы
группы, создает пространство для реализации
сформированных навыков общения;
4) клуб обеспечивает преемственность и
непрерывность в работе психологических групп.
Нами опробовались разные варианты соотношения
работы клуба и психологической группы:
предварительное проведение занятий в группе с
последующей организацией клуба на ее основе;
одновременное начало работы со
старшеклассниками в клубе и в психологической
группе; проведение занятий в группе со
старшеклассниками, которые до этого уже посещали
клуб в течение некоторого времени. Оказалось, что
для разного контингента участников желательна
различная последовательность. Так, при низкой
мотивации к психологической работе
целесообразно начинать занятия с группой, когда
уже работает клуб, служащий для старшеклассников
местом игр и развлечений. При наличии серьезных
психологических проблем, препятствующих
межличностному общению, и осознании потребности
в преодолении этих проблем более полезно
предварительное проведение психологических
занятий с группой. Наконец, в случае когда у
старшеклассников имеется мотивация к
психологической работе, но глубина проблем не
столь велика, чтобы сделать невозможным
нормальное общение в клубе, оправданно
одновременное включение в работу группы и клуба.
В описываемой модели предусмотрена
кратковременная психологическая группа,
рассчитанная на 12 двухчасовых занятий по одному
разу в неделю. Группу ведут два руководителя. На
предварительном этапе осуществляется набор
группы, проводятся беседы и психологическое
обследование с ее будущими членами. Такие беседы
и обследования могут проводиться индивидуально
или с маленькими подгруппами (не более, чем по
четыре человека).
На предварительном этапе происходит также
первоначальное знакомство руководителей группы
с ее участниками, которое в дальнейшем облегчает
установление содержательных контактов и
выработку правильной позиции. Кроме того, на этом
этапе намечаются индивидуальные задачи
психологической работы с каждым из участников
группы (разумеется, в дальнейшем они уточняются).
На основе своего опыта работы мы можем
рекомендовать использование на этом этапе
личностных рисуночных тестов (рисунки дома,
дерева, человека, несуществующего животного). Они
достаточно информативны и в то же время просты в
проведении, не требуют большого времени, могут
проводиться с несколькими старшеклассниками
одновременно [3].
Полезные данные о психологическом состоянии
старшеклассников дают разработанные нами
методики «Настоящее — прошлое — будущее» и «Я,
Мы, Они». В первой из них обследуемому
предлагается перечислить несколько событий из
своей жизни, относящихся к настоящему времени, к
прошлому и к предполагаемому будущему. Во второй
методике обследуемого просят дать по несколько
определений, которые могли бы служить ответом на
вопросы «Кто Я (какой я)?», «Кто такие Мы (какие
мы)?» и «Кто такие Они (какие они)?» Для
старшеклассников, нуждающихся в психологической
помощи, были характерны следующие особенности
выполнения этих заданий:
а) прямые указания на недостаток общения в
настоящем, а нередко также и в прошлом;
б) формально-социальное описание
предполагаемого будущего без какой-либо его
конкретизации;
в) либо очень узкая (семья), либо особо широкая
(все эмигранты из России, независимо от их
возраста) группа, описываемая как «Мы»; фиксация
неудачливости «своей» группы.
Далее...
|