Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

О СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.В.РЕПКИН, Г.В.РЕПКИНА, Е.В.ЗАИКА

Более чем тридцатилетний опыт существования одного из основных направлений современной педагогической психологии — теории и практики учебной деятельности (УД) — содержит в себе как бесспорные плюсы (в частности, показатели высокого уровня психического развития большинства школьников), так и минусы, обычно отмечаемые лишь косвенно (в частности, отсутствие ожидаемых явных эффектов развивающего обучения у их меньшинства).

В работах [4] —[7] указаны основные проблемы и намечены дальнейшие перспективы развития УД на ближайшие годы. Цель настоящей статьи, продолжающей цикл указанных публикаций, — рассмотреть еще одну перспективу ее развития, частично опробованную нами на практике, имеющую, на наш взгляд, принципиальную важность и коренным образом меняющую тактику и стратегию ее реализации. Речь идет о создании системы психологопедагогического мониторинга как важнейшего инструмента построения и развития УД. Чем вызвана его необходимость?

Учебная деятельность развивается преимущественно по следующей схеме: на основе анализа сложившейся ситуации в обучении и имеющихся научных теорий строится некоторая гипотетическая модель УД, которая в дальнейшем проверяется на практике в ходе экспериментального обучения. Практическая реализация модели обнаруживает те или иные ее недостатки, в разработанную модель вносятся соответствующие коррективы, которые проверяются в последующих циклах ее реализации, затем в нее снова вносятся изменения и т.д. С методологической точки зрения такой способ построения УД есть не что иное, как постоянно совершенствуемое проектирование реальности в соответствии со сложившимися или складывающимися научными представлениями, а сама УД при этом выступает как научная разработка, подлежащая внедрению.

Такой подход до поры до времени был оправдан и казался единственно возможным. При этом те конкретные условия, в которых реально шло проектирование УД, а именно: опора исследователей на небольшое количество экспериментальных классов, постоянное участие разработчиков системы в текущей практической работе по ее воплощению, не прерывающиеся научнометодические контакты с учителями и учебные — с учащимися, — во многом скрывали недостатки самого метода проектирования. Но когда стали предприниматься попытки закрепить и формализовать взаимодействие разработчиков теории УД и учителей (сначала в виде конспектов уроков, отдельных учебных материалов, а позднее учебников), стали все более явно обнаруживаться скрытые ранее трудности построения УД этим методом. Они еще более обострились при переходе от экспериментального обучения в отдельных классах и школах ко все более широкому, приближающемуся к массовому внедрению разработанных на основе теории УД принципов развивающего обучения в самых различных школах.

С нашей точки зрения, эти многочисленные трудности (их перечисление см. ниже) являются следствиями одной общей фундаментальной проблемы, которая может быть обозначена как проблема методологического обеспечения организации и управления УД. Традиционный подход к организации УД, к ее практическому воплощению путем обычного внедрения новой научной разработки, реализации некоторого проекта, замысла оказывается уже недостаточным и не соответствует сложности самой реальности — УД ученика и развитию ученика как субъекта УД.

В связи с этим предлагается новое понимание процесса построения УД. Он рассматривается как сложный образовательный процесс, включающий в себя систему ряда взаимосвязанных специфических типов деятельности, носителями которых выступают различные участники (помимо учителя, осуществляющего развивающее обучение, и ученика, осуществляющего УД): оргуправленец, эксперт, диагност, проектировщик и другие, выполняющие специфические функции, необходимые для полноценного становления УД у каждого учащегося.

Для реализации такого представления о построении УД целесообразно обратиться к данным из области методологии и науки об инновациях, среди которых накоплен огромный материал по управлению сложными явлениями и процессами, к сожалению до сих пор не используемый в психологической практике, и в частности — при построении УД.



Далее...