ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
О СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА В ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.В.РЕПКИН, Г.В.РЕПКИНА, Е.В.ЗАИКА
Более чем тридцатилетний опыт существования
одного из основных направлений современной
педагогической психологии — теории и практики
учебной деятельности (УД) — содержит в себе как
бесспорные плюсы (в частности, показатели
высокого уровня психического развития
большинства школьников), так и минусы, обычно
отмечаемые лишь косвенно (в частности,
отсутствие ожидаемых явных эффектов
развивающего обучения у их меньшинства).
В работах [4] —[7] указаны основные проблемы и
намечены дальнейшие перспективы развития УД на
ближайшие годы. Цель настоящей статьи,
продолжающей цикл указанных публикаций, —
рассмотреть еще одну перспективу ее развития,
частично опробованную нами на практике, имеющую,
на наш взгляд, принципиальную важность и
коренным образом меняющую тактику и стратегию ее
реализации. Речь идет о создании системы
психологопедагогического мониторинга как
важнейшего инструмента построения и развития УД.
Чем вызвана его необходимость?
Учебная деятельность развивается
преимущественно по следующей схеме: на основе
анализа сложившейся ситуации в обучении и
имеющихся научных теорий строится некоторая
гипотетическая модель УД, которая в дальнейшем
проверяется на практике в ходе
экспериментального обучения. Практическая
реализация модели обнаруживает те или иные ее
недостатки, в разработанную модель вносятся
соответствующие коррективы, которые проверяются
в последующих циклах ее реализации, затем в нее
снова вносятся изменения и т.д. С
методологической точки зрения такой способ
построения УД есть не что иное, как постоянно
совершенствуемое проектирование реальности в
соответствии со сложившимися или
складывающимися научными представлениями, а
сама УД при этом выступает как научная
разработка, подлежащая внедрению.
Такой подход до поры до времени был оправдан и
казался единственно возможным. При этом те
конкретные условия, в которых реально шло
проектирование УД, а именно: опора
исследователей на небольшое количество
экспериментальных классов, постоянное участие
разработчиков системы в текущей практической
работе по ее воплощению, не прерывающиеся
научнометодические контакты с учителями и
учебные — с учащимися, — во многом скрывали
недостатки самого метода проектирования. Но
когда стали предприниматься попытки закрепить и
формализовать взаимодействие разработчиков
теории УД и учителей (сначала в виде конспектов
уроков, отдельных учебных материалов, а позднее
учебников), стали все более явно обнаруживаться
скрытые ранее трудности построения УД этим
методом. Они еще более обострились при переходе
от экспериментального обучения в отдельных
классах и школах ко все более широкому,
приближающемуся к массовому внедрению
разработанных на основе теории УД принципов
развивающего обучения в самых различных школах.
С нашей точки зрения, эти многочисленные
трудности (их перечисление см. ниже) являются
следствиями одной общей фундаментальной
проблемы, которая может быть обозначена как
проблема методологического обеспечения
организации и управления УД. Традиционный подход
к организации УД, к ее практическому воплощению
путем обычного внедрения новой научной
разработки, реализации некоторого проекта,
замысла оказывается уже недостаточным и не
соответствует сложности самой реальности — УД
ученика и развитию ученика как субъекта УД.
В связи с этим предлагается новое понимание
процесса построения УД. Он рассматривается как
сложный образовательный процесс, включающий в
себя систему ряда взаимосвязанных специфических
типов деятельности, носителями которых
выступают различные участники (помимо учителя,
осуществляющего развивающее обучение, и ученика,
осуществляющего УД): оргуправленец, эксперт,
диагност, проектировщик и другие, выполняющие
специфические функции, необходимые для
полноценного становления УД у каждого учащегося.
Для реализации такого представления о
построении УД целесообразно обратиться к данным
из области методологии и науки об инновациях,
среди которых накоплен огромный материал по
управлению сложными явлениями и процессами, к
сожалению до сих пор не используемый в
психологической практике, и в частности — при
построении УД.
Далее...
|