ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
(СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
О.А.КОНОПКИН
В последние годы в развитии различных
направлений и отраслей психологической науки,
несмотря на специфику решаемых ими задач, все
более отчетливо проявляется одна существенная
тенденция. В самом общем виде она состоит в
стремлении исследовать человека (ребенка,
подростка, взрослого) в его истинных субъектных
качествах, изучить возможности, процессы и
условия саморазвития и самораскрытия человека
на разных уровнях его субъектного бытия,
показать активную творческую роль человека в
реализации отношений с разными сферами
действительности, в построении своей
жизнедеятельности.
В общей форме проблема человека как субъекта
своей деятельности и поступков, способного
целенаправленно преобразовывать объективную
действительность и осуществлять творческое
саморазвитие, отчетливо заявлена в
отечественной психологической литературе
теоретико-методологического уровня. Что же
касается основной массы эмпирических
исследований (особенно в, условно говоря,
прикладных направлениях психологии), то в них
идеи субъектного развития и субъектного бытия
человека не находили достаточно содержательного
воплощения, используясь в основном как исходные
абстрактно-объяснительные моменты исследований.
Естественно, что наблюдаемое в настоящее время
все более отчетливое и частое проявление в
психологических работах «субъектного подхода» к
решаемым задачам отнюдь не случайно. При всех
сложностях своего развития эта тенденция
формировалась в отечественной психологии при
решении более общих и относительно частных
проблем, в более или менее открытом и
самостоятельном виде или при реализации частных
аспектов исследований, в контексте разных
научных направлений и не совпадающих научных
парадигм[1].
Логика научных фактов и их концептуального
осмысления и обобщения закономерно выдвигала и
выдвигает проблему субъектного становления и
бытия человека в число наиболее глобальных и
актуальных для психологической науки в целом:
для общей и дифференциальной, возрастной и
педагогической психологии, для таких ее отраслей
как психология управления, труда, инженерная,
авиационная, медицинская психология, и др. И
конечно же, проблема субъектных качеств человека
и закономерностей их развития является
отчетливо актуальной для педагогической науки и
для различных видов практической педагогики.
Немалую роль в осознании важности названной
проблемы сыграло и достаточно быстрое, во многом
качественное изменение требований к человеку
как члену общества, произошедшее в нашей
социальной действительности. Последнее, в свою
очередь, поставило перед всей системой
образования задачи максимального раскрытия в
человеке его активных деятельностных начал, его
индивидуально своеобразного творческого
потенциала, т.е. раскрытия и развития именно
субъектных личностных качеств человека.
Сегодня можно говорить о том, что обсуждаемая
тенденция перешла на новый уровень своего
развития. В теоретических и эмпирических
исследованиях вопросы субъектного развития и
бытия человека все чаще решаются в качестве
специальных, исходно выделенных задач.
Субъектные возможности и способности человека
все более учитываются и используются как
основания при построении исследований, при
интерпретации эмпирических данных, при
планировании и осуществлении разного рода
педагогических контактов и т.п. В результате
соответствующие методологические положения все
более получают собственно психологическое
наполнение. В качестве показательных
иллюстраций к сказанному можно привести
недавние весьма значительные работы
В.А.Петровского, В.И.Слободчикова, Е.О.Смирновой,
Б.А.Сосновского.
«Субъектный подход», не препятствуя
дифференциации и специализации
исследовательских задач и направлений в
психологии, вместе с тем является фактором
реализации методологических,
концептуально-теоретических, предмет
несодержательных и других хологических связей,
дает дополнительные существенные основание для
развития психологии как единой науки.
Субъектное бытие человека многоаспектно, оно
обеспечивается темой всей человеческой психики
и реализуется в разнообразных формах. Одним из
наиболее общих и существенных проявлений
субъектности человека является его произвольная
осознанная активность, обеспечивающая
достижение принимаемых человеком целей. В
понятии «субъект» акцентируется в первую
очередь активное, деятельностное начало
человека, реализуя которое, он осуществляет свои
реальные с действительностью. Не случайно при
содержательном анализе субъектных
характеристик человека, тем более в контексте
какой-то конкретной проблемы, речь идет о
человеке как о субъекте деятельности,
социального поведения, общения, поступка,
саморазвития, т.е. как о субъекте той или иной
осознаваемой целенаправленной активности,
которая имеет для него определенный смысл и
относительно которой человек выступает как ее
инициатор, творец, хозяин.
------------------------------------------------------------------------
[1] Анализ этого аспекта истории отечественной
психологии — очень значимая, но особая задача.
Работа выполнена при поддержке Российского
фонда фундаментальных исследований.
Далее...
|