Вопросы психологии

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

[Реклама]

Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в пятилетнем ресурсе (1995-1999 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

(СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

О.А.КОНОПКИН

В последние годы в развитии различных направлений и отраслей психологической науки, несмотря на специфику решаемых ими задач, все более отчетливо проявляется одна существенная тенденция. В самом общем виде она состоит в стремлении исследовать человека (ребенка, подростка, взрослого) в его истинных субъектных качествах, изучить возможности, процессы и условия саморазвития и самораскрытия человека на разных уровнях его субъектного бытия, показать активную творческую роль человека в реализации отношений с разными сферами действительности, в построении своей жизнедеятельности.

В общей форме проблема человека как субъекта своей деятельности и поступков, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие, отчетливо заявлена в отечественной психологической литературе теоретико-методологического уровня. Что же касается основной массы эмпирических исследований (особенно в, условно говоря, прикладных направлениях психологии), то в них идеи субъектного развития и субъектного бытия человека не находили достаточно содержательного воплощения, используясь в основном как исходные абстрактно-объяснительные моменты исследований.

Естественно, что наблюдаемое в настоящее время все более отчетливое и частое проявление в психологических работах «субъектного подхода» к решаемым задачам отнюдь не случайно. При всех сложностях своего развития эта тенденция формировалась в отечественной психологии при решении более общих и относительно частных проблем, в более или менее открытом и самостоятельном виде или при реализации частных аспектов исследований, в контексте разных научных направлений и не совпадающих научных парадигм[1].

Логика научных фактов и их концептуального осмысления и обобщения закономерно выдвигала и выдвигает проблему субъектного становления и бытия человека в число наиболее глобальных и актуальных для психологической науки в целом: для общей и дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, для таких ее отраслей как психология управления, труда, инженерная, авиационная, медицинская психология, и др. И конечно же, проблема субъектных качеств человека и закономерностей их развития является отчетливо актуальной для педагогической науки и для различных видов практической педагогики.

Немалую роль в осознании важности названной проблемы сыграло и достаточно быстрое, во многом качественное изменение требований к человеку как члену общества, произошедшее в нашей социальной действительности. Последнее, в свою очередь, поставило перед всей системой образования задачи максимального раскрытия в человеке его активных деятельностных начал, его индивидуально своеобразного творческого потенциала, т.е. раскрытия и развития именно субъектных личностных качеств человека.

Сегодня можно говорить о том, что обсуждаемая тенденция перешла на новый уровень своего развития. В теоретических и эмпирических исследованиях вопросы субъектного развития и бытия человека все чаще решаются в качестве специальных, исходно выделенных задач. Субъектные возможности и способности человека все более учитываются и используются как основания при построении исследований, при интерпретации эмпирических данных, при планировании и осуществлении разного рода педагогических контактов и т.п. В результате соответствующие методологические положения все более получают собственно психологическое наполнение. В качестве показательных иллюстраций к сказанному можно привести недавние весьма значительные работы В.А.Петровского, В.И.Слободчикова, Е.О.Смирновой, Б.А.Сосновского.

«Субъектный подход», не препятствуя дифференциации и специализации исследовательских задач и направлений в психологии, вместе с тем является фактором реализации методологических, концептуально-теоретических, предмет несодержательных и других хологических связей, дает дополнительные существенные основание для развития психологии как единой науки.

Субъектное бытие человека многоаспектно, оно обеспечивается темой всей человеческой психики и реализуется в разнообразных формах. Одним из наиболее общих и существенных проявлений субъектности человека является его произвольная осознанная активность, обеспечивающая достижение принимаемых человеком целей. В понятии «субъект» акцентируется в первую очередь активное, деятельностное начало человека, реализуя которое, он осуществляет свои реальные с действительностью. Не случайно при содержательном анализе субъектных характеристик человека, тем более в контексте какой-то конкретной проблемы, речь идет о человеке как о субъекте деятельности, социального поведения, общения, поступка, саморазвития, т.е. как о субъекте той или иной осознаваемой целенаправленной активности, которая имеет для него определенный смысл и относительно которой человек выступает как ее инициатор, творец, хозяин.




------------------------------------------------------------------------


[1] Анализ этого аспекта истории отечественной психологии — очень значимая, но особая задача.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.




Далее...